Спецсеминары как формы организации обучения

Внедрения в высшем учебном заведении факультативов, спецкурсов и спецсеминаров способствует активности студентов в учебном процессе, стимулирует их к научному исследованию, к длительной самостоятельной работы над изучением определенной проблемы. Эти формы организации обучения повышают эффективность учебной деятельности студентов путем индивидуализации.

Факультатив (франц. facultatif необязательный, от лат. facultas – возможность, способность) – учебный предмет, курс, который студенты вуза изучают по желанию с целью углубления и расширения научных и прикладных знаний.

Факультативные занятия способствуют развитию творчества, способностей, талантов студентов, поскольку они выбирают факультативы в соответствии со своими желаниями, наклонностями, интересами. Кстати, смотреть доступные семинары вы можете на страницах специализированного сайта.

Организация факультативного занятия предусматривает широкую вариативность в зависимости от конкретных педагогических условий, содержания курса, состава группы, личности руководителя. В. Кизенко отмечает, что осуществление основных функций факультативных курсов возможно только при учете определенных принципов.

1. Принцип демократизма. Он предполагает гуманизацию образования, направленность его на свободу и независимость личности, ее право на выбор направления своих профессиональных поисков. На факультативных занятиях студент имеет больше возможностей, чувствует себя раскованным, осознает себя как будущего специалиста, личность, с которой считаются и которую уважают. Этот принцип допускает выбор студентом факультативов, а также предложение своего факультатива. Количество студентов ученый предлагает ограничить 3– 4-мя. Можно организовать межфакультетские группы. Преподаватель должен учитывать пожелания студентов относительно времени проведения занятий.

Демократизм также предполагает объяснение студентам особенностей обучения, условий труда, важности самостоятельной деятельности, раскрытия цели обучения, совместное планирование деятельности, введение свободного посещения занятий (состояние посещения является показателем популярности и эффективности факультатива), совместное корректировку содержания факультатива, отказ от проверки, контроля и оценивания (его осуществляют только по желанию студентов для проверки достижений), отсутствие одного для всех домашнего задания. На занятии должна царить атмосфера сотворчества, доверия, свободного выражения мнений и предположений.

2. Принцип расширения сферы общения. Новый коллектив и необычные виды деятельности расширяют возможности общения студентов, устанавливают новый статус каждого из них (не признаны группой студенты могут творчески себя проявить и стать авторитетами), корректируют его самооценку (каждый студент может высказывать замечания и советы другим, анализируя работу коллег) под влиянием различных внешних оценок. Преподаватель должен учитывать научные положения о средствах и психологических механизмах общения, использовать различные формы общения, влияния на интеллектуальные и эмоционально-волевые качества студентов. Общение должно способствовать дополнительному обмену образовательными сведениями, расширению кругозора, обогащению эмоционально-чувственной сферы при контакте с новыми интересными людьми.

Этот принцип также предполагает комплектование групп по интересам, а не по составу академической группы, разновозрастных и межфакультетских групп, изменение их состава в течение года, что достигается набором нескольких краткосрочных курсов. Важно расширить круг общения студентов благодаря приобщению к проведению факультатива педагогов из школ, родителей, специалистов предприятий, ученых и художников, интересных людей, представителей власти, организаторов производства, студентов других ВУЗОВ, стран.

3. Принцип интенсивного стимулирования проявления личностного фактора преподавателя и студентов. Все участники занятия проявляют свой нрав, черты характера, талант и способности, желания и стремления, манеры и привычки, образ жизни, предпочтения, юмор, наблюдательность, мимику, пластичность, энергичность, мастерство оратора и ритора, умение петь, рисовать, чертить схемы, эрудицию и интеллектуальные возможности. То есть личность оказывается в полной мере, студенты познают преподавателя и одногруппников не только как коллег, но и как товарищей и друзей. Царит атмосфера доверия, естественности. От личности руководителя зависят содержание, формы, методы работы, самобытность педагогического процесса, а также его вариативность, что способствует всестороннему развитию студентов. Преподаватель выявляет свою личность и может быть примером для подражания среди студентов. Интересным для них будет привлечение к занятию ученых, заинтересованных в области, которую штудируют на факультативе: есть возможность основательно рассмотреть тему, увидеть и научиться проводить научный диспут.

На факультативах должны преобладать практические занятия, где студенты могут непосредственно наблюдать за проведением опытов, делать соответствующие выводы. По гуманитарным дисциплинам целесообразны семинары, на которых происходит свободный обмен мнениями.

Состав факультатива формируется из студентов одной группы, параллельных групп, а по гуманитарным дисциплинам – из студентов разных курсов и факультетов.