Семинары

Самые распространенные в высших учебных заведениях четыре типа факультативных курсов: курсы, которые углубляют программный материал, который изучают на аудиторных занятиях; факультативы, ориентированные на практическое применение знаний; факультативы, имеющих межпредметный характер.

Для повышения самостоятельности студентов в высших учебных заведениях используют несколько форм организации работы факультативов (Н. Смич, А. Топузов):

  • 1) содержит вводный инструктаж преподавателя: как изучать факультатив и пользоваться пособием; предполагает вполне самостоятельное овладение студентом знаниями, определенными факультативом; выполнение всех практических работ по следующим итоговым контролем со стороны преподавателя;
  • 2) предусматривает вводный инструктаж. Отличается от первого варианта более низким уровнем самостоятельности студентов. Самостоятельно изучая материал факультативного курса, студент при необходимости консультируется с преподавателем, а практические работы выполняет под его руководством; завершается итоговым контролем, который осуществляет преподаватель с помощью тестов;
  • 3) предусматривает инструктаж и обзорную характеристику содержания определенного раздела. Студент самостоятельно изучает его, при необходимости консультируется с преподавателем. Изучив раздел, студент проверяет себя с помощью стандартизированного контроля. Контроль со стороны преподавателя осуществляется в форме письменного зачета. Во время сдачи зачета студент получает рекомендации по изучению следующего раздела и т. д. Практические работы проводятся под руководством преподавателя. После завершения изучения курса преподаватель осуществляет заключительный контроль, используя тесты;
  • 4) преподаватель лаконично преподает тему, а студент самостоятельно изучает ее, при необходимости обращаясь за разъяснениями к преподавателю. После изучения каждой темы студент контролирует себя с помощью стандартизированных тестов; практические занятия выполняет под руководством преподавателя;
  • 5) весь материал факультатива преподаватель вместе со студентом последовательно рассматривают на занятиях. Студенты консультируются с преподавателем. В процессе усвоения содержания факультативного курса преподаватель прибегает к систематическому, тематическому и завершающему контролю.

Выбор варианта проведения факультатива зависит от уровня самостоятельности, творчества, способностей студентов группы, а также материальной базы. Кстати, смотреть доступные семинары вы можете на страницах специализированного сайта.

Важной формой обучения в высшем учебном заведении, к которой привлекаются студенты старших курсов, является спецкурс.

Спецкурскурс, который изучают студенты на старших курсах с целью овладения узкоспециализированными, новейшими знаниями по определенной науке, формирования актуальных для определенной специализации умений и навыков.

Его руководитель должен быть высококвалифицированным специалистом в определенной области, иметь достаточное количество научных работ по проблемам читающего спецкурса.

Важна роль вступительной лекции в спецкурс. В ней не только рассматривают вопрос цели и задач, но и дают обзор литературы по основной проблематике спецкурса, характеристику основных направлений, школ, концепций, определяют его научное и учебное значение.

Во время преподавания материала спецкурса освещают новейшие достижения и актуальные задачи определенной науки. Детально и глубоко раскрывают те разделы и вопросы, которые имеют наибольший научный интерес и являются актуальными или слабо освещены в научной литературе, а также те, которые особенно сложны для студентов. Спецкурс освещает не только прошлое, но и перспективы развития науки, указывает и характеризует ее неразрешимые проблемы. Важна связь спецкурса с общим курсом, а также со смежными дисциплинами.

На спецкурсе преподаватель, опираясь на собственный опыт и наработки в отрасли, должен охарактеризовать процесс научного исследования, ввести студентов в свою творческую лабораторию, раскрыть методику научной работы, проблемы информационного поиска, технику научного исследования. Именно на спецкурсе, как правило, студентам прививается вкус к научной работе, стремление принять активное участие в научной деятельности кафедры.

Руководитель спецкурса должен учитывать предварительную теоретическую и практическую подготовку студентов, поскольку спецкурсы проводят преимущественно на старших курсах. Это облегчает задачу педагога, который может успешно опираться на ранее усвоенные студентами знания при рассмотрении отдельных проблем спецкурса; таким образом можно сократить время на изучение уже известных легких вопросов и уделить больше внимания сложным. Итак, научный уровень спецкурса должен быть выше, чем общая и профессиональная подготовка аудитории. Высокий уровень лекций по спецкурсу достигается не только ее теоретическим и методологическим аспектами, но и внимательным подбором фактического материала, а также соответствующей структурой, четким определением места спецкурса среди других дисциплин, в т. ч. других спецкурсов, стилем лекции и тому подобное.

Одной из самых активных форм овладения специальностью является спецсеминар.

Спецсеминар-курс, изучаемый студентами на старших курсах в пределах узкой специализации и предусматривающий овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики.

Участвуя в работе спецсеминара, в коллективном обсуждении докладов, студенты под руководством преподавателя расширяют и углубляют свои знания по определенной научной проблеме, учатся делать научные доклады, выступать с рецензиями.

Спецсеминары проводят на старших курсах высшего учебного заведения. К их ведению привлекают известных ученых, а также специалистов – работников предприятий, научных учреждений, других организаций. Спецсеминар, которым руководит ученый, авторитетный специалист, приобретает признаки научной школы, развивает у студентов мышление и творческие способности.

На вступительном занятии преподаватель, как правило, делает обзор содержания семинара и тем студенческих научных работ. Распределяя темы докладов, он акцентирует на проблематике спецсеминара, методике и технике работы над научным сообщением.

Готовясь к докладу, студенты должны ознакомиться со списком литературы по исследуемой проблеме с целью выяснения, в какой степени она изучена и освещена в научной литературе, какие источники существуют и тому подобное.

Система обсуждения доклада на спецсеминаре может быть разной. Если с ней все знакомы, то можно начинать сразу же с обсуждения ее содержания. Большинство руководителей семинаров сперва заслушивает доклад (целиком или его основное содержание), а затем предлагает студентам обсуждать его. При таких условиях студенты учатся воспринимать материал на слух. Следует выстраивать обсуждение так, чтобы выступили все студенты с вопросами или замечаниями. Они могут не только указывать на преимущества и недостатки доклада, но и развивать, расширять его положение. Кроме того, целесообразно назначать одного-двух рецензентов. Эффективной является практика письменных рецензий на доклад и зачитывание их после выступления докладчиков. Это заставляет рецензента серьезно подготовить рецензию.

Важной задачей спецсеминара является выработка у студентов умения объективно анализировать доклады и рецензии своих товарищей, индивидуально и коллективно обсуждать материал, дискутировать.

Все охарактеризованные формы организации обучения в высшем учебном заведении способствуют формированию у студентов самостоятельности, умения анализировать, дискутировать, развивают мышление и творческие способности. их эффективность зависит от уровня компетентности преподавателей, уровня развития студентов, их интересов, потребностей и мотивов обучения, а также от того, насколько их содержание соответствует потребностям практики и достижениям современной науки.