Типы семинаров

Для современной Высшей школы характерны три типа семинарских занятий:

  • просеминар (пишут и «протосеминар»);
  • собственно семинар;
  • спецсеминар.

Просеминар — это, по сути, занятия, которые готовят к семинару. В ХУШ-ХІХ вв. Они проводились под названием предыдущих семинаров для студентов и семе’СТрУ. В современных рабочих учебных планах занятия под таким названием отсутствуют (название „просеминар» сохранилось только в университетах), хотя и используется в практике отдельных преподавателей. Просеминары проводятся, главным образом, для ознакомления студентов со спецификой самостоятельной работы в вузе, выработки навыков работы с литературой, источниками, умения реферировать их, составлять тезисы и т.п. Словом, просеминары-это своеобразные практикумы для студентов младших курсов. Кстати, смотреть доступные семинары вы можете на страницах специализированного сайта.

Собственно семинар в современной высшей юридической школе существует в двух разновидностях:

1) семинар, имеющий основной целью углубления изучения пэв ного систематического курса и тематически тесно связан с ним;

2) семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных, важнейших и типичных в методологическом отношении тем курса или даже отдельной темы.

Особым типом семинарского занятия является спецсеминар, который практикуется на старших курсах по учебным дисциплинам и дисциплинам специализации. Он призван совмещать теоретическую подготовку будущих специалистов с их участием в научно-исследовательской работе. Тематика спецсеминара (или семинара исследовательского типа) независима от лекционного курса, она посвящена конкретным проблемам науки.

Формы семинаров

Реализация задач, которые стоят перед семинаром, определяет форму семинара. Выбор формы семинара обуславливается многими факторами: целью и содержанием занятия, характером источников, годом обучения, составом группы, уровнем подготовки группы, уровнем профессиональной и педагогической подготовки преподавателя и т.д. В методической

литературе встречается и мнение о целесообразности учитывать при определении формы семинара и мнение студентов. Очевидно, в какой-то степени такая практика допустима, хотя системой она быть не может.

В современной Высшей школе самыми распространенными формами семинаров являются:

  • семинар вопросов и ответов (довольно «модный» экспресс-опрос);
  • терминологический диктант;
  • семинар-развернутая беседа;
  • семинар-комментируемое чтение;
  • семинар — обсуждение письменных рефератов студентов;
  • семинар-дискуссия;
  • семинар-конференция (теоретическая конференция в группе или даже на потоке, пресс-конференция);
  • семинар — решение задач;
  • семинар-занятия в учреждениях и органах практики;
  • семинар-деловая игра;
  • семинар — „мозговой штурм» и др.
  • семинар-коллоквиум.

распространенной формой проведения семинарских занятий сегодня является развернутая беседа. Данная форма предполагает подготовку всех студентов по всем вопросам семинара с единым для всей группы списком рекомендуемой литературы, выступления студентов (по желанию или по вызову преподавателя), обсуждения выступлений, вступление и заключение преподавателя по отдельным вопросам и семинару в целом. При умелой организации развернутая беседа позволяет привлечь к обсуждению поставленных вопросов максимум студентов. Вместе с тем освещение вопросов в ходе такого семинара далеко не всегда бывает достаточно полным и глубоким, часть студентов остается пассивной. В связи с этим часто возникают вопросы: каким должно быть первое выступление студента по каждому вопросу? Следует ли выступающему охватывать вопросы в целом (или лишь отдельные его аспекты)? Нужно ли преподавателю требовать, чтобы студенческое выступление носило самостоятельный, творческий характер и содержало элементы самостоятельных поисков и выводов? Очевидно, что

растущий уровень семинаров требует, чтобы выступление студента носило целостный и всесторонний характер, приближаясь по содержанию и по форме к докладу. Другим участникам семинара (с помощью хорошо продуманных, четко сформулированных вопросов преподавателя к выступающему и всей группе) предоставляется возможность дополнять, уточнять, корректировать при необходимости выступления товарищей.

Довольно распространенный и семинар вопросов и ответов. Его суть заключается в том, что на каждом семинаре „проходится» определенная тема программы — шаг за шагом, вопрос за вопросом. Задачи (казусы) при таком подходе отводится второстепенная роль, хотя практика доказывает заинтересованность студентов в них, даже на первом курсе. Студенты успешно решают задачи (даже без домашнего задания), сформулированные на основе Законов XII Таблиц, Салической правды, Кодекса Наполеона 1804 г. и т.п.

Недостатком этой методики является то, что она недостаточно ориентирована на творческую работу, на формирование у студентов практических навыков, содержит элементы школярства. На таком занятии студент может открыть учебник (ксерокопии) или конспект лекции и, пользуясь ими, отвечать на вопросы преподавателя.

Практикуется и проведение семинаров, посвященных исключительно решению задач. После вводной части занятия преподаватель сразу же приступает к решению задач, которые были определены для домашнего задания. Задачи должны полностью соответствовать теме, их содержание и количество детально продумывается. Особенность таких занятий заключается в том, что они исключают обособленное обсуждение теоретических вопросов, касающихся темы. Теоретические вопросы обсуждаются лишь в ходе решения задач. Как правило, задачи по домашнему заданию должны быть решены письменно.

Семинар — комментируемое чтение проводится преимущественно на младших курсах. На старших курсах как разновидность такого семинара может проводиться работа с текстами статей и монографий. Для такой работы используются ксерокопии статей, разделов монографий, которые могут дать важную информацию для понимания или уточнения важной проблемы. Механизм использования таких материалов достаточно прост (значительно сложнее их подобрать): студент получает материал, задания и пытается найти

правильный ответ и необходимую аргументацию. Однако работа с текстами должна быть конкретной и четко ограниченной по времени (в противном случае она может неоправдано затянуться).

Интересным и многовариантным является семинар-обсуждение письменныхрефератов студентов. Но использование этой формы семинара требует большой предварительной (подготовительной) работы и студента, и преподавателя. К тому же такое занятие непросто и провести, потому что рефераты, при заслушивании которых 1-2 студента работают, а остальные отдыхают, неприемлемы априори. Самыми существенными условиями успеха данной формы семинара являются:

  • наличие письменного варианта ответа (целесообразная и письменная речь рецензия);
  • использование новейшей (малоизвестной) литературы;
  • четкая определенность реферата во времени (не более 10-15 минут);

— обязательное обсуждение реферата (вопросы, уточнения, исправления).

Довольно известная форма семинара-терминологический диктант. Проводится, как правило, письменно, хотя можно и устно. На практике терминологический диктант используется преимущественно как элемент, часть семинара, особенно по теоретическим дисциплинам (теория государства и права, философия права, юридическая логика и т.п.). Чаще всего его проводят в начале занятия, когда нужно выяснить уровень владения понятийным аппаратом и готовность студентов к занятию. Используются термины, которые встречаются при подготовке по конкретной теме, при изучении рекомендуемой литературы. Целесообразно давать небольшие по объему задания (4-5 сроков) с фиксированным временем на ответ. Сроки, с которыми студенты не справились, им рекомендуется уточнить дома (с обязательной проверкой). Вариантов проведения терминологического диктанта много: от одного варианта для всех студентов-до персонального задания каждому (раздаточные карточки).

Большой интерес у студентов вызывают семинары в форме деловой игры. Примером такой деловой игры может быть учебное „судебное заседание». Студенты выполняют функции судьи, заседателей, присяжных, адвоката, прокурора, свидетелей. На таком занятии используются учебные уголовные (гражданские) дела-

+вы (обычно это переработанные в учебных целях старые конкретные дела с измененными фамилиями действующих лиц), а также художественные произведения. Подготовка к такому учебному «процессу» очень сложная и не под силу одному преподавателю (нужна помощь кафедры). Особенно эффективно проведение подобной деловой игры в специальном зале (учитывая, что такой зал может быть оборудован в редко каком вузе, можно „арендовать» зал заседаний местного суда).

Разновидностью деловой игры является, по сути, семинар — „мозговой штурм «. Его задача — выработка навыков коллективного анализа имеющейся информации в проблемных рабочих ситуациях (например, взаимодействие следователей и оперативников в следственной бригаде).

Заслуживает отдельного внимания методика проведения первого семинара по семестровому или годовому курсу (хотя она не является отдельной самостоятельной формой семинара). Главная проблема для молодых преподавателей на таком семинаре — полноценно использовать все 80-90 минут времени. В приложении № 4 приводится информация об обобщенном опыте проведения первого семинара на юридическом факультете Московского университета (он достаточно типичен).