Семинар как форма организации обучения

Семинар – это форма организации учебного труда студентов. Он призван:

• формировать у студентов педагогическое мировоззрение, устойчивый интерес к педагогической деятельности;

• вооружать умениями: анализировать педагогические факты и явления, аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения;

• выработать способность правильно реагировать на противоположные точки зрения;

• развивать ценностные ориентации, положительные мотивы, установки на занятия учительским трудом.

Семинарское занятие дает студентам возможность развивать продуктивное мышление, овладеть умениями четко и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, вести дискуссию, диалог, оппонировать. Для семинара характерен непосредственный контакт преподавателя и студента, атмосфера педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

При подготовке и проведении семинара задача преподавателя состоит в том, чтобы тщательно продумать, спланировать, а затем организовать разные виды познавательной деятельности: индивидуальную, групповую и коллективную, обеспечив их взаимодействие и направленность на развитие возможностей и способностей каждого студента, формирование профессиональных качеств их личности. Кстати, смотреть доступные семинары вы можете на страницах специализированного сайта.

Преимущество семинара перед лекцией состоит в том, что семинарские группы меньше по составу, чем лекционные потоки, они позволяют установить контакт преподавателя с каждым студентом. Возможности проявления прямой и обратной связи преподавателя со студентами и между самими студентами в обмене мнениями, суждениями, идеями значительно богаче, чем на лекции. На семинарском занятии студент имеет возможность в ходе выступления показать знания педагогической литературы, умение работать с ней, выявить степень творческого, самостоятельного подхода к ее анализу и осмыслению значимости тех или иных положений педагогической теории для своего профессионального роста.

В числе задач, решаемых в процессе семинарских занятий, следует отметить привитие студентам навыков самостоятельной работы с научной литературой, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения на основе полученных знаний. Семинар имеет большие возможности в подготовке будущих педагогов к творческой деятельности: учат мобилизовать себя в работе для того, чтобы слушать других, логично строить выступления, доходчиво, убедительно и эмоционально излагать свои мысли, задавать вопросы, уточнять непонятное, выступать с дополнениями или рецензировать ответы товарищей. . Без этого учитель не может состояться, потому что не умея услышать ученика, увидеть его рост, помочь устранить узкие места и затруднения, встретившиеся на его пути, он не сможет обеспечить взаимодействие в системе «учитель – ученик», сотрудничество и сотворчество в учебно- познавательной деятельности.

При построении и выборе методов работы на семинарском занятии необходимо исходить из следующих задач:

• образовательно-воспитательной значимости проблемы, вынесенной на обсуждение;

• необходимость углубления, расширения и закрепления знаний, отработки понятий, выявления закономерностей педагогической действительности;

• возможность проверки навыков и способностей студентов к самостоятельной учебной работе;

• диагностика профессиональных свойств и качеств личности студентов, выступающих показателями их профессионально-индивидуального развития;

• оптимальное использование средств, обеспечивающих становление индивидуальности, неповторимости личности будущего учителя.

Методика проведения семинаров разнообразна и формы учебной работы в ходе его разные. В вузовской практике можно встретить семинары развернутой беседы, семинар-диспут, семинар с решением педагогических заданий и контрольных работ, семинар с элементами деловой игры или просмотра кинофильма с последующим обсуждением, семинар-диалог, семинар-дискуссия, семинар-встреч, семинар-конференция др.

Семинар в виде развернутой беседы

Цель семинара-беседы состоит в том, чтобы углубить, расширить знания студентов по изучаемой теме, выяснить степень самостоятельности мнений и суждений на рассматриваемые вопросы, способности использовать полученные знания как инструмент практических действий, обоснование своей позиции, обеспечить создание ситуаций, действуя в которой студенты развивают потребность в профессиональном самосовершенствовании.

Семинар-беседа требует серьезной подготовки, в процессе которой студенты работают над монографической, периодической, методической литературой, учебниками и учебными пособиями. К семинару они получают личные задачки с учетом интересов, уровня подготовленности и опыта познавательной деятельности.

Успех семинара во многом определяется позицией преподавателя, уровнем его профессионализма и педагогического такта, умением сочетать индивидуальную и коллективную работу, создавать здоровую психологическую атмосферу, обеспечивающую раскрепощенность и свободу высказываний студентов на рассматриваемые проблемы, возможность высказать свою точку зрения, не быть осмеянной или униженной. , обиженным.