Для начала нужно разобраться в основных параметрах автомобильных шин : конструкции, назначении и типе, рисунке протектора, размерах, индексах, обозначениях, разных производителях. А потом, сложив воедино все требования и запросы, каждый сможет выбрать именно те шины https://infoshiny.ru/ , которые ему необходимы.
Казалось бы, что сложного в выборе автомобильных шин — знай себе обычный « резиновый бублик ». Однако задумайтесь на секунду : сколько места на дороге занимает Ваш автомобиль? Правильный ответ — столько, сколько места занимают его 4 шины. Ведь именно шины являются тем единственным связующим звеном между автомобилем и дорогой : через них передается крутящий момент двигателя для разгона, шины цепляются за асфальт при торможении или резком повороте, мягкость или жесткость шины непосредственно влияет на общее ощущение комфорта и тишину езды… Поэтому выбрать правильные шины из огромного множества (около 30 тыс. моделей в каталоге ) не так уж и просто. Но с нашими советами — не так уж и сложно!
Для начала нужно разобраться в основных параметрах автомобильных шин : конструкции, назначении и типе, рисунке протектора, размерах, индексах, обозначениях, разных производителях. А потом, сложив воедино все требования и запросы, каждый сможет выбрать именно те шины, которые ему необходимы.
Конструкция шины
Сегодня большинство шин (даже для коммерческих автомобилей и мотоциклов ) выполняются по радиальной безкамерною схеме. Что же это означает?
Шина состоит из нескольких основных частей : каркас, брекер, протектор, боковина.
Каркас — главный силовой элемент шины, который придает ей прочность и жесткость. Он выполнен из нитей ( текстильных либо металлических), которые собраны в несколько слоев (обычно 4 ). Если нити пересекаются между собой под углом, то такие шины называются диагональными. Более популярны радиальные шины — это когда нити каркаса идут параллельно от одного борта к другому. В данный момент диагональные шины используются, в основном, в грузовиках (обеспечивающих большую грузоподъемность ), а радиальные — в легковых автомобилях : они имеют меньшее сопротивление качению, лучше демпфують неровности, дольше служат.
Брекер — это внутренний слой, расположенный по всей поверхности шины между каркасом и протектором. Ленты в брекерном слое усиливаются стальным кордом и наклеиваются одна на другую так, чтобы происходило пересечение направлений корда, благодаря чему достигается жесткость шины. Ленты брекера выполняют множество функций: они должны быть достаточно прочными для сопротивления растяжению от центробежных шин, жесткими в поперечном направлении для лучшей управляемости, сопротивляться боковому износу, обладать хорошей упругостью для гашения неровностей дороги.
Протектор — беговая часть шины, которая непосредственно контактирует с дорожным покрытием. Накладывается поверх брекерного слоя. Именно характеристики протектора в основном и определяют предельные возможности всей шины — то насколько хорошо он держит дорогу, насколько мягкая или твердая резина, насколько хорошо отводится вода из пятна контакта.
Боковина шины также несет важные функции : крепление шины на колесе, передача крутящего момента от колеса непосредственно к протектору, защита шины и колеса от удара, защита корда от влаги, нанесение маркировки.
Кроме того, не следует забывать, что бескамерная шина имеет в своей конструкции и более глубокое разделение — например, во внутренней ее части, на каркасный слой нанесен слой синтетического каучука, который отвечает за герметичность шины. А сам слой брекера и протектор могут иметь между собой еще тонкие слои резины с другими характеристиками, например, для лучшего соединения протектора с брекером. Бескамерные шины имеют множество преимуществ перед шинами с камерами внутри — они меньше весят, лучше балансируются, при проколах медленнее теряют воздух.
Назначение шин
По своему назначению, все покрышки делятся на: обычные автомобильные шины, шины для внедорожников, шины для микроавтобусов и коммерческих автомобилей, грузовые шины, мотошини.
Обычная летняя автомобильная шина :
ровный протектор без выступающих
частей, водоотводные канавки ;
в зимний шинах дополнительно
появляются ламели и, возможно, шипы
Обычные автомобильные шины — наиболее широкая группа товаров, которая предназначена для наиболее широкой группы покупателей. Здесь можно найти шины для компактных автомобилей или больших седанов, семейных кроссоверов или спортивных автомобилей. Главное отличие и преимущество обычных автомобильных шин — оптимальный баланс всех основных характеристик : сцепление с дорогой, комфорт и тишина, цена. Конечно, в огромном количестве представленных товаров можно подобрать более спортивные модели, покрышки для езды по мокрым дорогам, или шины, помогающие экономить топливо, но об этом мы поговорим чуть позже. Да и в целом данные вопросы больше является « вариацией на тему… », чем глобальной сменой назначения шины.
профессиональная шина
для внедорожников выделяется
огромными грунтозачепами,
которые делают покрышку
похожей на фрезу
Профессиональные шины для внедорожников отличаются более « суровым » и развитым рисунком протектора, который позволяет иметь хороший зацеп даже на скользком грунте. Но не путайте шины для внедорожников с шинами для кроссоверов, которые находятся в предварительной группе и как раз упоминаемой « вариацией на тему… » улучшение проходимости обычной шины. Однако и спутать их будет сложно — помимо уже упоминавшегося « зубастого » рисунка протектора с огромными грунтозачепами, профессиональные шины для внедорожников часто отличаются и другим обозначением (в стиле 8,5 х15 ; 8,25 R15 ; 10,5 х31 ), которые не сходятся с традиционным ( например, 235/60R16 ).
Шины для коммерческий
автомобилей и микроавтобусов
обычно имеют простой рисунок,
благодаря чему твердая
резина изнашивается медленнее
даже при больших нагрузках.
Еще одна особенность —
буква «С» в обозначении
размера шины
Следующая большая группа — это шины для микроавтобусов и коммерческих автомобилей. Они имеют повышенную грузоподъемность, обусловленную особой конструкцией. Такие шины отличает довольно простой рисунок протектора и специальная износостойкая резина. Также их можно узнать по обозначению, в котором нередко присутствует буква C : например, 185/60R14C или 185R14C. В результате, такие шины могут служить дольше, возить больше, но для обычного автомобиля они будут очень жесткие, да и ухудшение ходовых качеств (торможение, управляемость ) будет заметным.
Наконец, существует и две специальные группы шин : мотошини предназначены для мотоциклов или мопедов, и грузовые шины, сконструированные для больших грузовиков и больших автобусов. Эти шины созданы по совсем другим принципам: внутренняя конструкция, рисунок протектора, обозначение и т.д. Достаточно сказать, что грузовые шины одной модели могут различаться по месту установки (задняя или передняя ось, управляющая или управляющая ось, ведущая или не ведущая ось), а в хороших мотоциклетных шинах нередко прорабатывают каждый отдельный элемент протектора исходя из того, насколько сильно мотоцикл будет наклоняться в повороте на этих шинах. Словом — это отдельный мир.
Тип шин
Итак, возвращаемся к трем наиболее востребованных групп шин : обычные легковые, внедорожні, и коммерческие. Эти шины также делятся еще одного важного фактора — сезонности применения. Так выделяют три типа шин : летние, зимние ( шипованные и не шипованные ), всесезонные.
Летние шины предназначены для эксплуатации в теплое время года, когда среднесуточная температура превышает + 7-10 градусов Цельсия. Такие шины обычно отличаются ровным « гладким » рисунком протектора для стабильности характеристик даже на горячей летней дороге (резина « не плывет » от жары) и крупными канавками для отвода воды при езде в дождь. При этом сам рисунок может быть разным: стреловидным, симметричным, состоящие из невзрачных прямоугольных блоков… Главное здесь — « гладкость » протектора и канавки для отвода воды.
Зимние шины, наоборот, отличаются протектором, полностью « порезанным » мелкими зазубринами — ламелями. Ламели помогают шине лучше цепляться за неровности льда, снега, обледеневшего асфальта. Также обычно зимние шины имеют направленный рисунок протектора, напоминающий стрелу, что помогает лучше отводить воду и талый снег из места контакта шины с дорогой. Бывает, что эта стрела половинчатая, то есть направленность есть только в левой или правой части протектора. Но общая суть не меняется — стрілообразна часть для отвода воды или талого снега и множество ламелей для улучшения сцепления на льду, снегу, обледенелой дороге.
Однако нередко обычных резиновых ламелей бывает недостаточно, и тогда используют шипы : фактически — стальной гвоздик, который вбивается в лед. Попробуй-ка сдвинь… вот то-то! Вот это и есть главное преимущество, которое обеспечивают зимние шипованные шины — надежное сцепление с гладким льдом, где уже ламели зацепиться не могут. Однако все базовые наработки зимних шин ( стреловидный рисунок, ламели) присутствуют и здесь в обязательном порядке. Казалось бы, вот оно идеальное решение для зимы — шипованные шины. Но они не лишены недостатков: плохое поведение и торможение на сухом чистом асфальте, сильный шум, повышение расхода топлива и т.п.
Так что же выбрать? Во-первых, обязательно выбрать шину по сезону, а точнее — по температуре. Рубиконом является упоминавшаяся отметка +7-10 градусов Цельсия. Тогда жесткая резина летней шины окончательно твердеет и она не способна обеспечить должный уровень сцепления с дорогой, а значит — не может гарантировать хорошую управляемость и торможение. Соответственно пора « надевать » зимние шины. Причем если Вы живете в городе и часто ездите по прочищених дорогах — то обычные, без шипов ; а если частенько приходится буксовать в снежной целине и въезжать на обледенелые подъемы — то лучше выбрать зимние шипованные шины. Ну а с приходом весны следует сменить зимние покрышки обратно на летние. Иначе на разогретой солнцем дороге протектор зимней шины из мягкой резины будет изнашиваться очень и очень быстро.
Всесезонные шины пытаются быть
«Всем и сразу» : от летних шин
здесь большие прямоугольные блоки,
а от зимних — ламели — насечки
Однако есть еще один тип шин — всесезонные. Может быть, они являются той «золотой серединой», которая позволяет забыть о смене покрышек перед началом нового сезона? Не совсем, для них скорее актуальна другая поговорка : не рыба… Дело в том, что всесезонные покрышки — это компромисс: между жесткой летней и мягкой зимней резиной, между сплошным гладким протектором и развитым зимним рисунком. В итоге эти шины зачастую не могут обеспечить ни четкости в управлении на летней дороге ( через « поплыл » на жаре резине и « рыхлого » протектора ), ни надежного сцепления на снегу или на льду ( шипов нет, резина « замерзла », количество насечек и ламелей все равно недостаточная ). Как результат, всесезонные шины хорошо себя проявляют при незначительном диапазоне изменения климатических условий — зимой не ниже +0-2 град. и мало снега, летом не больше +20. Но когда в Украине летом столбик термометра стабильно идет выше +30, а зимой может быть -20 и снега «по колено », то всесезонные шины вряд ли является оптимальным выбором. Единственное исключение — профессиональные шины для внедорожников : их развитый протектор достаточно хорошо цепляется и за годовой грязь и зимний снег. Но о изящные повадки автомобиля на хорошей дороге можете даже не вспоминать.
Рисунок протектора
Сегодня в шинах используется три основных типа рисунка протектора: базовый ненаправленный симметричный ; направленный стреловидный симметричный ; направленный ассиметричный. Каждый имеет свои преимущества и недостатки, и мы кратко их опишем.
Ненаправленный рисунок протектора
очень простой по своей структуре,
каждая его часть является зеркальным
отражением другой половины
Базовый ненаправленный симметричный рисунок протектора — это рисунок, симметричный между собой в различных частях : составной протектор хоть вдоль, хоть в поперек, а рисунок на двух половинах будет отображаться зеркально. Обычно такой рисунок выглядит в виде нескольких одинаковых блоков — ромбов с канавками между ними. Это самый простой тип рисунка, который используется в недорогих шинах. Он не может обеспечить выдающиеся показатели управляемости, поскольку нет направления отвода воды, нет распределения по рабочим зонам протектора… Однако у шин с таким рисунком таки есть одно важное преимущество помимо низкой цены, такие шины невозможно установить в неправильном направлении. И это качество ценят производители автомобилей, которые продолжают оснащать свои недорогие машины именно такими шинами. Ведь как ты не одень шину на диск, с какой стороны не положи собранное колесо — а протектор все равно будет работать по заданным параметрам. Но, похоже, что здесь преимущества шин с неспрямованим симметричным протектором и закончились.
Направленный симметричный рисунок
протектора явно напоминает елки
или стрелу, благодаря чему вода
и талый снег быстро отводятся от
центра шины к ее краям. сначала
появился на летних дождевых шинах,
но со временем перешел на зимние
шины, где и царит до сих пор
Следующим этапом стали шины с симметричным направленным рисунком протектора. Такая шина явно выделяется стреловидным рисунком протектора, причем острие « стрелы» всегда лежит строго по центру ширины протектора. Главное преимущество таких шин — эффективное удаление воды, грязи, талого снега из точек контакта : при наезде « стрелы» на воду или грязь, она как бы отжимается по направляющим стрелы от центра шины к ее краям. В итоге протектор контактирует с чистым дорожным покрытием, благодаря чему достигается улучшение сцепления — а это и лучший разгон, и лучший поворот, и лучше торможение. Эффективность подобного стрелообразному рисунка протектора оказалась настолько высока, что его используют уже несколько десятилетий подряд. Причем если летние шины постепенно переходят на другой рисунок ( асимметричный ), то зимние в своей основной массе остаются верны именно стрелообразному симметричному направленному протектору, ведь ничего лучше в вопросе удаления грязи и талого снега из шины пока не придумано. У этих шин только один недостаток — нужно следить за правильностью их установки : такие шины важно устанавливать в соответствии с указателем направления вращения, который выполнен в виде крупной стрелочки или стрелочки с надписью « Rotation ». Если шина будет вращаться не в том направлении, то « стрела » не отодвигать воду от центра к краям, а наоборот — будет собирать все с краев к центру протектора, из-за чего ухудшится сцепление шины с дорогой.
Направленный асимметричный рисунок протектора — это когда правая и левая стороны протектора не симметричны между собой, но одна из сторон обязательно напоминает половину «елки» или «стрелы» описаны выше. В основном такой протектор используется на летних шинах, но постепенно начинает отвоевывать позиции и в классе зимних шин.
Наконец, третий тип рисунка — это асимметричные направленные шины. В данном случае протектор разделен по ширине на несколько зон, каждая из которых отвечает за свою область работы: как говорят « Кузнец кует, а жнец жнет ». При этом обязательно присутствует зона с направленным рисунком протектора, которая помогает отжимать воду, грязь, талый снег от центра покрышки к ее краям (как было описано выше). В то же время другая зона может отвечать за улучшение управляемости и / или торможение на сухой дороге, и там протектор выглядит более плотным, имеет больше жестких сплошных блоков. Это самый сложный тип рисунка протектора, но сегодня он дает наилучшие эксплуатационные результаты : лучшее сцепление с дорогой, эффективное отведение воды и грязи из пятна контакта. Сегодня большинство летних шин и много зимних моделей, причем даже сравнительно недорогих, переходят на асимметричный направленный рисунок протектора. Но у таких шин есть огромный минус — необходимо очень тщательно следить за их установкой : кроме контроля направления вращения (большая стрелочка или стрелочка « Rotation » ), необходимо проверить и установку наружной и внутренней стороны (обозначены надписями на боковинах « Outside » и « Inside » ).