Какие бывают инвесторы в стартапах и как правильно строить с ними отношения?
Этап 1. Идея и ее проверка. Собирать деньги еще рано.
Этап 2. Развитие идеи и построение MVP (стадия friends&family). Инвестируют родственники, знакомые, друзья и тому подобное.
Этап 3. Предпосевная стадия (есть MVP, а также первые продажи и клиенты). Бизнес-ангел, инкубатор-акселератор. Возникает необходимость в юридическом оформлении отношений.
Этап 4. Посевная / Seed-стадия (избран рынок и нишу, есть продажи, которые увеличиваются). Family-офисы, посевные фонды (фонды, которые инвестируют на ранних стадиях, отличаются наибольшим уровнем риска и наибольшей окупаемостью инвестиций). Необходимо защищать свои интересы, чтобы не отдать больше, чем нужно.
Этап 5. Стадии A, B, C. Миллионные продажи, рост стартапа не менее чем в два-три раза в год. Крупные венчурные фонды. Кстати, инвестор, влюбленный в Россию ожидает вас на страницах нашего специализированного сайта.
Взаимоотношения с инвесторами до подписания соглашения
До подписания соглашения, как правило, оформляется Termsheet (соглашение об основных условиях), содержащий:
- Оценку компании.
- Объем инвестирования.
- План использования инвестиционных средств.
- Доля инвестора в бизнесе.
- Сроки и порядок выхода инвестора.
- Привилегии инвестора.
- Условия конфиденциальности (NDA).
- Статус интеллектуальной собственности проекта.
Сумма инвестирования. Важно указывать конкретную сумму, которую вкладывает инвестор и при каких условиях. Избегать абстракции.
Выход инвестора. Прописать варианты выхода или передачи прав инвестора. Важно регулировать вопросы входа / выхода, чтобы у фаундеров не оставалась миноритарная доля. Это плохой сигнал для инвесторов, потому что сами учредители в таком случае теряют мотивацию.
Выход фаундера. Указать, что остается доля, пропорциональная тому вкладу, который он сделал (сколько времени уделил), а остальная часть по номинальной цене выкупается другими фаундерами или инвесторами.