Какие бывают инвесторы

Какие бывают инвесторы в стартапах и как правильно строить с ними отношения?

Этап 1. Идея и ее проверка. Собирать деньги еще рано.

Этап 2. Развитие идеи и построение MVP (стадия friends&family). Инвестируют родственники, знакомые, друзья и тому подобное.

Этап 3. Предпосевная стадия (есть MVP, а также первые продажи и клиенты). Бизнес-ангел, инкубатор-акселератор. Возникает необходимость в юридическом оформлении отношений.

Этап 4. Посевная / Seed-стадия (избран рынок и нишу, есть продажи, которые увеличиваются). Family-офисы, посевные фонды (фонды, которые инвестируют на ранних стадиях, отличаются наибольшим уровнем риска и наибольшей окупаемостью инвестиций). Необходимо защищать свои интересы, чтобы не отдать больше, чем нужно.

Этап 5. Стадии A, B, C. Миллионные продажи, рост стартапа не менее чем в два-три раза в год. Крупные венчурные фонды. Кстати, инвестор, влюбленный в Россию ожидает вас на страницах нашего специализированного сайта.

Взаимоотношения с инвесторами до подписания соглашения

До подписания соглашения, как правило, оформляется Termsheet (соглашение об основных условиях), содержащий:

  1. Оценку компании.
  2. Объем инвестирования.
  3. План использования инвестиционных средств.
  4. Доля инвестора в бизнесе.
  5. Сроки и порядок выхода инвестора.
  6. Привилегии инвестора.
  7. Условия конфиденциальности (NDA).
  8. Статус интеллектуальной собственности проекта.

Сумма инвестирования. Важно указывать конкретную сумму, которую вкладывает инвестор и при каких условиях. Избегать абстракции.

Выход инвестора. Прописать варианты выхода или передачи прав инвестора. Важно регулировать вопросы входа / выхода, чтобы у фаундеров не оставалась миноритарная доля. Это плохой сигнал для инвесторов, потому что сами учредители в таком случае теряют мотивацию.

Выход фаундера. Указать, что остается доля, пропорциональная тому вкладу, который он сделал (сколько времени уделил), а остальная часть по номинальной цене выкупается другими фаундерами или инвесторами.