Преимущество дистанционного обучения

Популярность дистанционного обучения в последние годы резко возросло. Эта форма обучения является наиболее гибкой и доступной для многих желающих получить знания. Много сказано в пользу дистанционного образования, и, наверное, не меньше о недостатках подобной формы обучения. Цель данной статьи – проанализировать, насколько вескими являются причины внедрения дистанционного обучения в нашу повседневную жизнь.

Среди существенных преимуществ дистанционной формы обучения можно отметить следующие:

  • Возможность обучаться в любое время. Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения.
  • Возможность учиться в любом месте. Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке планеты. Чтобы приступить к обучению, необходим лишь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение — несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья, для проживающих в труднодоступных местностях, родителей с маленькими детьми.
  • Обучение без отрыва от основной деятельности. Для обучения совсем не обязательно брать отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки. Также дистанционно можно обучаться на нескольких курсах или в нескольких учебных заведениях одновременно.
  • Возможность обучаться в своем темпе. Не обязательно учиться в том же темпе, что и другие студенты. Студент всегда может вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции, перечитать переписку с преподавателем, а уже известные ему темы может пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.
  • Доступность учебных материалов. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту после регистрации в системе дистанционного обучения, либо он получает учебные материалы по электронной почте. Исчезает проблема нехватки или отсутствия учебников, учебных пособий или методичек.
  • Мобильность. Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с преподавателем с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.
  • Обучение в спокойной обстановке. Промежуточная аттестация студентов дистанционных курсов проходит в форме on-line тестов. Поэтому у студентов меньше причин для волнений. Исключается возможность субъективной оценки: на систему, которая проверяет правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его социальный статус и другие факторы.
  • Индивидуальный подход. При традиционном обучении преподавателю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что студент сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у викладачавідповіді на возникающие вопросы.
  • Дистанционное образование дешевле. Если сравнивать стоимость обучения на заочной и дистанционной формах обучения, то дистанционная скорее всего будет дешевле. Студенту не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.
  • Удобство для преподавателя. Учителя, репетиторы, преподаватели, занимающиеся педагогической деятельностью дистанционно, могут уделять внимание большему количеству студентов и работать, даже находясь в командировке или на конференции за рубежом..

Вместе с тем, дистанционное обучение не лишено и ряда недостатков:

  • Необходима сильная мотивация. Практически весь учебный материал студент-дистанційник осваивает самостоятельно. Это требует достаточной силы воли, ответственности и самоконтроля. Скорее всего, никто его подгонять или поощрять обучение не станет. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.
  • Недостаток практических умений и навыков. Достаточно проблемно качественно организовать дистанционное обучение по направлениям подготовки и специальностям, на которых предусмотрено большое количество практических занятий. Даже самые современные компьютерные тренажеры не заменят будущим менеджерам «живой» практики.
  • Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности. При дистанционном обучении личный контакт студентов друг с другом и с преподавателями минимален, а то и полностью отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.
  • Проблема идентификации студента. Пока самый эффективный способ проследить за тем, студент самостоятельно сдавал экзамены или зачеты, — это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию студентам приходится лично приезжать в вуз или его филиалы.