Проверка контрагентов

Предприниматели часто встречают на пути новых партнеров и поставщиков. На первый взгляд они внушают доверие: реклама в интернете, офис в центре города, продвинутый сайт. На самом деле некоторые из них — это фирмы-однодневки и вымышленные компании. Именно поэтому эксперты настоятельно рекомендуют проверять будущих контрагентов. Даже тех, с кем планируется только одна операция. Далее, мы рассмотрим как это сделать.

Зачем проверять контрагентов?

Это нужно делать для того, чтобы:

  1. Понять, с кем придется работать. Может оказаться так, что компании не существует по документам, а есть только сайт и номер телефона.
  2. Выявить недобросовестность. Контрагенты могут нарушать закон а проверять в конце концов будут и вашу компанию.
  3. Не платить лишних налогов. Если налоговая признает договоры с сомнительными контрагентами недействительными, придется доплатить налог и пеню, а эти цифры могут выйти просто огромными.
  4. Защитить себя от потери денег и походов по судам, а также сохранить время, чтобы заниматься важными делами с достойными партнерами.

Как можно проверять контрагента?

Первое, что можно сделать — посмотреть свежую выписку из единого государственного реестра предприятий и организаций — ОКПО. Сделать это можно очень легко — просто нужно зайти на сайт налоговой и ввести название компании. В выписке доступна информация об официальном адресе клиента, размере уставного капитала, дате регистрации, кто гендиректор и входит в состав участников, чем компания занимается. Можно увидеть изменения, которые происходили за время существования, чтобы оценить стабильность. Эта услуга бесплатна.

Что должно насторожить?

  • Если в реестре нет выписки, не стоит заключать договор. Компания официально не зарегистрирована.
  • Отметка о недостоверности адреса скорее всего означает, что компании там нет. Спросите договор аренды и документы на недвижимость, или посетите указанный адрес. Еще поможет проверка массового адреса (это когда по одному адресу зарегистрировано несколько юрлиц). Часто получается, что адрес просто купили, связаться с контрагентом невозможно: когда на такой адрес высылают письма, они возвращаются обратно отправителю. В последнее время налоговая активно занимается проверкой компаний с массовыми адресами и может их ликвидировать.
  • Если отметка давняя, или компания не получает почту от налоговой и не следит за изменениями, значит ей просто все равно, что будет. А за недостоверность компанию могут исключить из ЕГРПОУ, и ее участники в течение 3 лет не смогут быть участниками других юрлиц. Не стоит иметь дело с таким безответственным партнером.
  • Отметка в выписке о недостоверности сведений о гендиректора может означать, что перед вами номинальная лицо, участвующее в фиктивных компаниях или работает слишком плодотворно. В любом случае это тоже маркер ненадежности контрагента.
  • Компания часто меняет адреса. Вероятно для того, чтобы никто не смог их уловить. Она не получает почту. Спросите договоры аренды и уточните, почему так происходит.
  • Контрагент оказывает посреднические услуги. Налоговая относится к операциям с посредниками настороженно, и проверяет их. Если окажется, что эта схема нужна для уклонения от налогов, то налоговая это выявит и доначислит их. С такими контрагентами нужно внимательно оформлять договор, указывать подсчет вознаграждения и учитывать риски.