ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Зачем и почему возникло дистанционное обучение до карантина

Форма дистанционного обучения возникла в последние годы как запрос на реалии сегодняшнего времени. Особенно активно дистанционка начала входить в обиход в связи с интенсивной компьютеризацией повседневной жизни. Одни из первых дистанционные курсы предложили западные высшие учебные заведения. Предполагалось, что студенту, который желает освоить интересный учебный курс, не обязательно ехать за границу, а можно осуществлять обучение, сидя дома с чашкой чая перед компьютером и выполняя поставленные задачи.

Еще один запрос на введение дистанционной формы обучения был в учеников, желавших получить образование, но не могли этого сделать в школе в силу некоторых причин. Например, дети-спортсмены, которые очень много времени проводили на тренировках и могли проходить школьную программу только в свободное время, или дети, которые по состоянию здоровья не могли физически находиться в школе.

Но если до карантина дистанционная форма образования была прерогативой отдельных групп людей, то сейчас запрос на онлайн-форму обучения стал охватывать глобальный масштаб. Кстати, Отзывы Союз Эксперт, Красноярск, Взлётная 5г вы можете почитать на страницах нашего специализированного сайта.

Не следует путать онлайн и дистанционное обучение. Первое предполагает онлайн-занятия в реальном режиме времени и взаимодействие с учителем с помощью гаджетов, тогда как второе подразумевает возможность гибкого и свободного графика обучения, просмотра занятий в записи и выполнения домашних заданий в удобное время.

Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения

Начнем с положительных аспектов, которые смогли получить учащиеся и их родители во время дистанционного обучения:

  1. Экономия времени на дорогу до школы и обратно.

Время – это действительно очень важный ресурс, который мы теряем, добираясь в разные места. Если школа находится не рядом с домом, и вы живете в крупном городе, то дорога отнимает кучу времени. При этом есть возможность поспать лишние полчаса или час.

  1. Экономия на школьной одежде.

Родители смогли сэкономить деньги на покупку школьной одежды, получив возможность потратить семейный бюджет на другие покупки.

 

  1. Возможность построения гибкого графика обучения.

Условия школы с достаточно жестким графиком подходит далеко не всем детям и их родителям. Гибкие условия обучения дома позволяют построить оптимальный режим дня, сбалансировать активность и отдых.

  1. Устранение негативного влияния учителей.

Если речь идет именно о дистанционном обучение, а не про онлайн-занятия, то многие дети открывают для себя, что им нравятся школьные предметы, которые они до этого ненавидели. Иногда школьный предмет не дается ребенку из-за непрофессионального обучения, обвинений и критики со стороны учителя. Когда этот фактор отсутствует, учащийся может полюбить химию, биологию, физику или любой другой урок.

 

  1. Родители стали больше времени проводить со своими детьми.

 

Для части населения переход на дистанционную форму обучения и пребывания в самоизоляции стал настоящим подарком. Речь идет о людях с выраженным аутичным спектром, которые гораздо комфортнее чувствуют себя в одиночестве и могут эффективно учиться без давления социального окружения. Они очень быстро приспособились к обучению далеко от школы и стали чувствовать себя более счастливыми без скопления учителей и школьников.

 

Теперь поговорим о отрицательные стороны дистанционного обучения:

 

  • Неготовность системы образования перейти в формат дистанционного обучения.

Поскольку карантин был довольно неожиданным решением, система образования в Украине не была готова к системному переходу на дистанционное обучение для учеников по всей стране. Если некоторые частные школы довольно быстро перешли к онлайн уроков, начали использовать различные платформы для видео-уроков (например, Zoom), то для государственных школ такой переход был очень тяжелым. К тому же, не все учителя на достаточном уровне «дружат» с электронными ресурсами, чтобы проводить обучение в дистанционном формате.

 

  • Отсутствие ресурсов у детей для полноценного дистанционного обучения.

Даже в современном обществе далеко не у всех детей (особенно в селах) есть доступ к качественному Интернету для просмотра дистанционных занятий. К тому же, не все родители имеют возможность обеспечить свое чадо гаджетом (ноутбуком, компьютером или планшетом) для обучения. Если же в семье есть несколько детей школьного возраста, а еще и родители работают удаленно за компьютером, об полноценное дистанционное обучение не может быть и речи.

 

  • Большая нагрузка на родителей.

Кроме того, что родители в условиях карантина должны готовить, убирать, работать на удаленном режиме, они еще должны выполнять функцию учителя и объяснять ребенку школьную программу, помогая в выполнении домашних заданий. Не всегда у родителей хватает сил и времени на выполнение еще одной функции педагога.

 

  • Трудности в структурировании детьми графике обучения и освоения новых знаний.

 

Здесь остановимся на некоторых моментах:

  1. Во-первых, в силу особенностей возраста и несформированной волевой регуляции, детям трудно контролировать себя и вовремя просматривать уроки и выполнять домашние задания. И это не потому, что они ленивые или плохие, а потому что их мозг еще не готов к самостоятельной регуляции себя и своего режима.
  2. Во-вторых, в условиях дистанционного обучения учитель не может достаточно ясно объяснить материал или сформировать некий навык. Особенно это касается детей младшей школы, которые должны правильно поставить руку, научить писать и читать, объяснить базовые математические понятия.

 

  • Отсутствие социализации у детей.

Для развития ребенка любого возраста очень важным является общение и социализация. Кроме того, что ребенок осваивает учебный материал, она учится общаться со сверстниками и взрослыми, разрешать конфликты, дружить, воспринимать критику и ограничения. В дистанционном формате, к сожалению, отсутствует возможность непосредственного общения.

 

Почему дети быстрее устают, когда работают перед экраном компьютера или ноутбука?

  1. Во-первых, картинка на экране требует постоянного напряжения глаз, что может негативно отражаться на зрении и самочувствии детей.
  2. Во-вторых, на онлайн-занятиях дети (да и взрослые тоже) гораздо больше напрягаются эмоционально. Это обусловлено тем, что мы постоянно и неосознанно считываем множество информации из невербальных сигналов окружающих (мимика, интонация, позы, жесты). При условии онлайн-занятий через экран мозг получает недостаточно такой информации и поэтому должен напрягаться, чтобы ее компенсировать.

 

Мировые прогнозы

 

Сейчас психологи и аналитики задумываются о том, что дистанционная форма обучения – это образование будущего и нас ждет полный переход на обучение в режиме онлайн. Сложно точно спрогнозировать тенденции в обучении, особенно в связи с такими неожиданными событиями, как заболевания коронавирусов и другими событиями, которые трудно предсказать. С одной стороны, обучение на расстоянии открывает много возможностей, но с другой стороны – неизвестно, сколько поколений должно родиться, чтобы полностью прийти к новому формату получения знаний.