Зачем и почему возникло дистанционное обучение до карантина
Форма дистанционного обучения возникла в последние годы как запрос на реалии сегодняшнего времени. Особенно активно дистанционка начала входить в обиход в связи с интенсивной компьютеризацией повседневной жизни. Одни из первых дистанционные курсы предложили западные высшие учебные заведения. Предполагалось, что студенту, который желает освоить интересный учебный курс, не обязательно ехать за границу, а можно осуществлять обучение, сидя дома с чашкой чая перед компьютером и выполняя поставленные задачи.
Еще один запрос на введение дистанционной формы обучения был в учеников, желавших получить образование, но не могли этого сделать в школе в силу некоторых причин. Например, дети-спортсмены, которые очень много времени проводили на тренировках и могли проходить школьную программу только в свободное время, или дети, которые по состоянию здоровья не могли физически находиться в школе.
Но если до карантина дистанционная форма образования была прерогативой отдельных групп людей, то сейчас запрос на онлайн-форму обучения стал охватывать глобальный масштаб. Кстати, Отзывы Союз Эксперт, Красноярск, Взлётная 5г вы можете почитать на страницах нашего специализированного сайта.
Не следует путать онлайн и дистанционное обучение. Первое предполагает онлайн-занятия в реальном режиме времени и взаимодействие с учителем с помощью гаджетов, тогда как второе подразумевает возможность гибкого и свободного графика обучения, просмотра занятий в записи и выполнения домашних заданий в удобное время.
Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения
Начнем с положительных аспектов, которые смогли получить учащиеся и их родители во время дистанционного обучения:
- Экономия времени на дорогу до школы и обратно.
Время – это действительно очень важный ресурс, который мы теряем, добираясь в разные места. Если школа находится не рядом с домом, и вы живете в крупном городе, то дорога отнимает кучу времени. При этом есть возможность поспать лишние полчаса или час.
- Экономия на школьной одежде.
Родители смогли сэкономить деньги на покупку школьной одежды, получив возможность потратить семейный бюджет на другие покупки.
- Возможность построения гибкого графика обучения.
Условия школы с достаточно жестким графиком подходит далеко не всем детям и их родителям. Гибкие условия обучения дома позволяют построить оптимальный режим дня, сбалансировать активность и отдых.
- Устранение негативного влияния учителей.
Если речь идет именно о дистанционном обучение, а не про онлайн-занятия, то многие дети открывают для себя, что им нравятся школьные предметы, которые они до этого ненавидели. Иногда школьный предмет не дается ребенку из-за непрофессионального обучения, обвинений и критики со стороны учителя. Когда этот фактор отсутствует, учащийся может полюбить химию, биологию, физику или любой другой урок.
- Родители стали больше времени проводить со своими детьми.
Для части населения переход на дистанционную форму обучения и пребывания в самоизоляции стал настоящим подарком. Речь идет о людях с выраженным аутичным спектром, которые гораздо комфортнее чувствуют себя в одиночестве и могут эффективно учиться без давления социального окружения. Они очень быстро приспособились к обучению далеко от школы и стали чувствовать себя более счастливыми без скопления учителей и школьников.
Теперь поговорим о отрицательные стороны дистанционного обучения:
- Неготовность системы образования перейти в формат дистанционного обучения.
Поскольку карантин был довольно неожиданным решением, система образования в Украине не была готова к системному переходу на дистанционное обучение для учеников по всей стране. Если некоторые частные школы довольно быстро перешли к онлайн уроков, начали использовать различные платформы для видео-уроков (например, Zoom), то для государственных школ такой переход был очень тяжелым. К тому же, не все учителя на достаточном уровне «дружат» с электронными ресурсами, чтобы проводить обучение в дистанционном формате.
- Отсутствие ресурсов у детей для полноценного дистанционного обучения.
Даже в современном обществе далеко не у всех детей (особенно в селах) есть доступ к качественному Интернету для просмотра дистанционных занятий. К тому же, не все родители имеют возможность обеспечить свое чадо гаджетом (ноутбуком, компьютером или планшетом) для обучения. Если же в семье есть несколько детей школьного возраста, а еще и родители работают удаленно за компьютером, об полноценное дистанционное обучение не может быть и речи.
- Большая нагрузка на родителей.
Кроме того, что родители в условиях карантина должны готовить, убирать, работать на удаленном режиме, они еще должны выполнять функцию учителя и объяснять ребенку школьную программу, помогая в выполнении домашних заданий. Не всегда у родителей хватает сил и времени на выполнение еще одной функции педагога.
- Трудности в структурировании детьми графике обучения и освоения новых знаний.
Здесь остановимся на некоторых моментах:
- Во-первых, в силу особенностей возраста и несформированной волевой регуляции, детям трудно контролировать себя и вовремя просматривать уроки и выполнять домашние задания. И это не потому, что они ленивые или плохие, а потому что их мозг еще не готов к самостоятельной регуляции себя и своего режима.
- Во-вторых, в условиях дистанционного обучения учитель не может достаточно ясно объяснить материал или сформировать некий навык. Особенно это касается детей младшей школы, которые должны правильно поставить руку, научить писать и читать, объяснить базовые математические понятия.
- Отсутствие социализации у детей.
Для развития ребенка любого возраста очень важным является общение и социализация. Кроме того, что ребенок осваивает учебный материал, она учится общаться со сверстниками и взрослыми, разрешать конфликты, дружить, воспринимать критику и ограничения. В дистанционном формате, к сожалению, отсутствует возможность непосредственного общения.
Почему дети быстрее устают, когда работают перед экраном компьютера или ноутбука?
- Во-первых, картинка на экране требует постоянного напряжения глаз, что может негативно отражаться на зрении и самочувствии детей.
- Во-вторых, на онлайн-занятиях дети (да и взрослые тоже) гораздо больше напрягаются эмоционально. Это обусловлено тем, что мы постоянно и неосознанно считываем множество информации из невербальных сигналов окружающих (мимика, интонация, позы, жесты). При условии онлайн-занятий через экран мозг получает недостаточно такой информации и поэтому должен напрягаться, чтобы ее компенсировать.
Мировые прогнозы
Сейчас психологи и аналитики задумываются о том, что дистанционная форма обучения – это образование будущего и нас ждет полный переход на обучение в режиме онлайн. Сложно точно спрогнозировать тенденции в обучении, особенно в связи с такими неожиданными событиями, как заболевания коронавирусов и другими событиями, которые трудно предсказать. С одной стороны, обучение на расстоянии открывает много возможностей, но с другой стороны – неизвестно, сколько поколений должно родиться, чтобы полностью прийти к новому формату получения знаний.