7 мая 1945 года Большой театр в Москве был заполнен учеными и чиновниками Советской Коммунистической партии, чтобы отпраздновать первую демонстрацию радио 50 лет назад Александром С. Поповым. Это была возможность почтить память родного сына и попытаться перенаправить историческую запись от достижений Гульельмо Маркони, широко признанного во всем мире как изобретатель радио. В дальнейшем 7 мая было объявлено Днем радио, отмечаемым по всему Советскому Союзу и по сей день отмечаемым в России.
Претензия на первенство Попова как изобретателя радио https://mosaica.ru/ru/ul/news/2022/02/16/stalo-izvestno-kto-pervym-izobrel-radio возникла из его презентации статьи “Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям” и демонстрации устройства для обнаружения радиоволн в Санкт-Петербургском университете 7 мая 1895 года.
Александр Попов разработал первое радио, способное различать азбуку Морзе
Через год после демонстрации в 1895 году Александр Попов использовал свой радиоприемник для отправки сообщения азбукой Морзе. ФОТО: INTERFOTO/ALAMY
Устройство Попова представляло собой простой когерер—стеклянную трубку с двумя электродами, расположенными на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга с металлическими опилками между ними. Устройство было основано на работе французского физика Эдуарда Бранли, который описал такую схему в 1890 году, и английского физика Оливера Лоджа, который усовершенствовал его в 1893 году. Электроды изначально имели бы высокое сопротивление, но когда они были поражены электрическим импульсом, путь с низким сопротивлением развивался бы, позволяя проводимость до тех пор, пока металлические опилки не слиплись бы вместе, и сопротивление стало бы слишком крутым. Когерер нужно было постукивать или встряхивать после каждого использования, чтобы повторно скаттерировать файлы.
По данным Центрального музея связи им. А. С. Поповав Санкт-Петербурге прибор Попова стал первым в мире радиоприемником , способным различать сигналы по длительности. Он использовал индикатор когерера Лоджа и добавил поляризованное телеграфное реле, которое служило усилителем постоянного тока. Реле позволяло Попову подключать выход приемника к электрическому звонку, регистратору или телеграфному аппарату, обеспечивая электромеханическую обратную связь. [Устройство наверху, из коллекций музея, имеет колокол.] Обратная связь автоматически сбрасывала когерер: когда звонил звонок, когерер одновременно встряхивался.
24 марта 1896 года Попов дал еще одну новаторскую публичную демонстрацию, на этот раз отправив азбуку Морзе по беспроводному телеграфу. Еще раз в Санкт-Петербургском университете на заседании Российского физико-химического общества Попов посылал сигналы между двумя зданиями на расстоянии 243 метра друг от друга. Профессор стоял у доски во втором корпусе, записывая буквы, которые выписывала азбука Морзе: Генрих Герц.
Когерерные конструкции, подобные поповским, стали основой оборудования радиосвязи первого поколения. Они оставались в использовании до 1907 года, когда хрустальные приемники затмили их.
У Попова и Маркони были очень разные взгляды на радио
Попов был современником Маркони, но два человека разработали свои радиооборудования независимо и без знания работы другого. Окончательное утверждение о том, кто был первым, осложняется неадекватной документацией событий, противоречивыми определениями того, что представляет собой радио, и национальной гордостью.
Одна из причин, почему Маркони получает кредит, а Попов нет, заключается в том, что Маркони был гораздо более подкован в области интеллектуальной собственности. Один из лучших способов сохранить свое место в истории-это получить патенты и своевременно опубликовать результаты своих исследований. Попов не сделал ни того, ни другого. Он никогда не преследовал патент на свой детектор молнии, и нет официальной записи о его демонстрации 24 марта 1896 года. В конце концов он отказался от радио, чтобы обратить свое внимание на недавно открытые волны Рентгена, также известные как рентгеновские лучи.
Маркони, с другой стороны, подал заявку на британский патент 2 июня 1896 года, что стало первой заявкой на патент в области радиотелеграфии. Он быстро собрал капитал для коммерциализации своей системы, создал огромное промышленное предприятие и стал известен—за пределами России—как изобретатель радио.
Хотя Попов никогда не стремился коммерциализировать свое радио как средство передачи сообщений, он видел потенциал в его использовании для регистрации возмущений в атмосфере—детектор молний. В июле 1895 года он установил свой первый детектор молний в метеорологической обсерватории Института лесного хозяйства в Санкт-Петербурге. Он был способен обнаруживать грозы на расстоянии до 50 километров. Он установил второй детектор в следующем году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, примерно в 400 км к востоку от Москвы.