За последние 10 лет в нашей стране не утихло скандалов вокруг строительства многоквартирных домов с привлечением средств будущих собственников жилья.
В 2006 году вокруг строительной компании произошла известная афера с жильем: она стала одним из самых громких дел в стране, привлекла внимание правительства и президента. В результате сделки на тот момент пострадали более 1500 человек.
Несмотря на уроки, извлеченные в процессе заключения договоров долевого участия в строительстве, украинцы продолжают страдать от недобросовестности строительных компаний и их неспособности просчитать все риски, которые лежат на пути получения желаемого жилья в новостройках. спальные районы.
В предпоследний день 2017 года хилая женщина почтенного возраста чуть не ворвалась в херсонский офис Сети правового развития. Плаксивые глаза наполнены разочарованием. В руках — несколько листов формата А-4. Молча сидя в кресле, она разложила бумаги: это был договор долевого участия в строительстве, датированный 2011 годом. Еще больше поучительных историй на нашем тематическом сайте, заходите — это интересно.
— Что, не построили? Мы спросили.
В ответ женщина молча кивнула и начала свой долгий рассказ о годах скитаний по кабинетам власти и офисам застройщика. О том, как тяжело сыну было сэкономить на покупке будущей квартиры, о долговой яме и кредитах.
Ситуация была мне достаточно знакома, потому что в своей юридической практике я часто сталкивался со случаями, когда херсонцы годами боролись за получение жилья, но так и не построили.
Я сначала посмотрел контракт, подписанный клиентом. Срок сдачи дома в эксплуатацию составлял 1 год со дня подписания документа, и застройщик может самостоятельно продлить его на 6 месяцев, то есть до марта 2013 года.
По словам женщины, дом построен, но инженерные сети (вода, газ, электричество, отопление) не подключены, подъезд и лестница не полностью оборудованы. Кроме того, конфигурация дома не соответствует тому, что указывал застройщик в начале строительства: например, женщина планирует заселиться на втором этаже, а застройщик решил разместить на первом этаже место для парковки вместо квартир, конечно , это доставит неудобства жильцам нижних этажей.
Внимательно изучив ситуацию и проанализировав договор, я установил следующее:
— Договор предусматривал право Застройщика вносить в строительный проект изменения, не влияющие на общий дизайн квартиры. Однако в данном случае это изменение, хотя и не дошло до квартиры клиента, было необходимо для того, чтобы она продолжала комфортно жить в доме.
— Договором предусматривалось внедрение дома в соответствии с его проектной документацией. Однако заказчик не был знаком с проектной документацией, то есть женщина понятия не имела, как будет выглядеть ее будущий дом, за исключением рекламной фотографии, на которой было изображено то же жилое здание. По словам Заказчика, не было информации о: этажности, способах подачи инженерных сетей, подъезде в дом, расположении парковочных мест, паркинге, наличии подсобных помещений в дом (инвалидные коляски, тепловая сеть, подвал и др.). Действительно ли эта информация важна для будущего владельца квартиры? Риторический вопрос.
— Установлен срок договора (то есть срок ввода дома в эксплуатацию) 4 года 10 месяцев.
— Размер штрафа за 4 года и 10 месяцев (то есть за 1735 дней) по условиям договора составляет всего 10 375 грн! Это сумма, которую Клиент согласился получить, подписав договор 5-летнего ожидания на собственную квартиру.
— Договор долевого участия в строительстве не определяет обязанности Застройщика по подключению дома к коммунальным сетям. Следовательно, он не несет никакой ответственности, если человек живет в квартире без электричества, газа или воды.
Такое упущение для нашей героини стало поводом для оплаты из собственного кармана установки индивидуальной системы отопления в ее будущей квартире и подвода кабелей напряжения от распределительного щита в квартиру.