Как развивать у детей творческие способности

Семь советов родителям о создании условий, которые помогут развитию творческих способностей детей

Как развивать у детей творческие способности

Многие люди считают, что творчество является врожденным талантом, которым могут владеть лишь некоторые дети, в то время как другие его лишены. Но на самом деле творчество – это более важный навык, чем врожденный талант, и родители могут помочь своим малышам успешно ее развивать.

Как ключ к достижению успеха практически в любом виде деятельности, творчество является важнейшим компонентом здоровья и счастья, а также основным навыком, которая важна для всестороннего развития детей. Творчество не ограничивается художественным и музыкальным проявлением, она имеет первостепенное значение также и в науке, математике, даже в социальном и эмоциональном интеллекте. Творческие люди более гибкие и умелые при решении проблем, что делает их способными лучше адаптироваться к технологических достижений и изменений любого рода, а также помогает использовать новые возможности.

Многие исследователи считают, что мы в корне изменили жизнь детей и нанесли ущерб их творческому развитию. Производители игрушек и развлечений предлагают детям массу заранее продуманных персонажей, образов, реквизита и сюжетных линий, которые не требуют привлечения воображения. Во время игры малышам больше не надо представлять, что палка – это меч, или придумывать истории: они могут играть в звездные войны со специальным световым мечом джедая в уже готовых костюмах для каждого действующего лица.

Вот несколько советов о том, как развить творческие способности у детей:

1. Предоставьте малышам ресурсы, необходимые для творческого самовыражения. Главным ресурсом является время. Важно давать малышам достаточно времени на неструктурированные, управляемые самими детьми творческие игры без вмешательства взрослых, которые не требуют дорогих материалов.

Пространство – это еще один ресурс, необходимый детям. Если вы не сторонник вселенского творческого беспорядка, отведите детям специальное место, где они могут устраивать беспорядок.

Когда кто-нибудь в следующий раз будет спрашивать у вас о подарок вашему ребенку, предложите в качестве вариантов принадлежности для рисования, дешевый фотоаппарат, детали маскарадных костюмов, строительные игрушки и прочее. Храните эти материалы в легкодоступном для ребенка месте.

2. Сделайте свой дом творческой лабораторией. Кроме предоставления времени и пространства необходимо всячески культивировать тут творческую атмосферу.

Придумывайте с детьми различные творческие идеи, но не поддавайтесь соблазну оценивать идеи, высказанные ими самими. Например, за ужином вы можете провести коллективное обсуждение мероприятий в предстоящие выходные, побуждая детей придумывать занятия, которыми они никогда раньше не занимались. При этом не высказывайте своего мнения о том, какие идеи можно воплотить в жизнь, а какие нет, и не решайте, какие из них лучше, а какие хуже. Сосредоточьте внимание на самом процессе творчества – генерации (а не на оценке) новых идей.

Побуждайте детей делать ошибки и терпеть неудачи. Да, именно неудачи: дети, которые боятся неудач и осуждений, сдерживающих собственное творческое мышление. Рассказывайте им об ошибках, которые вы сделали в последнее время, чтобы они осознали, что ошибаться – это нормально. Умение смеяться над собственными ошибками – это счастливая привычка.

Радуйтесь инновациям и творчеству детей. Завесьте все стены в доме рисунками и другими свидетельствами их творческого самовыражения. Рассказывайте малышам о своих любимых художников, музыкантов и ученых. Делитесь с детьми своим увлечением архитектурой, фотографией или той новой рок-группой, которую вам сейчас хочется слушать постоянно. Оволодівайте техническими новшествами, чтобы дети росли с убеждением, что изменения интересные и увлекательные, они вовсе не подавляют и не пугают.

3. Позвольте детям свободно и самостоятельно изучать их идеи и делать то, что они хотят. Не командуйте. Хватит жить в страхе за то, что с ними произойдет что-то плохое на детской площадке или они не вступят в престижный вуз. Вероятность того, что произойдет что-то плохое, очень мала, но поступление в престижный университет не гарантирует счастье в жизни.

Внешние ограничения – хождение по струнке – вредят гибкости мышления. В одном исследовании простая демонстрация того, как нужно собирать модель, уменьшила количество творческих способов, с помощью которых дети выполняли это задание.

4. Поощряйте детей читать для удовольствия и заниматься искусством. Ограничьте время, которое они проводят перед телевизором и компьютером, чтобы у них появилось больше возможностей для творческой деятельности, например, для участия в спектаклях, рисование, чтение книг любимых авторов.

5. Давайте детям возможность выражать мнения, которые отличаются от ваших. Пусть они не соглашаются с вами. Поощряйте детей искать разные способы решить одно задание. Когда они успешно сделают это, просите детей снова развязать его, но уже другим способом (прийти к той же ответы, но совсем другим путем). Затем попросите их придумать все возможные варианты.

6. Не вознаграждайте детей за творчество: стимулы мешают творческому процессу, снижая качество ответов и гибкость мышления. Позвольте детям овладеть мастерством в той сфере творческой деятельности, к которой они внутренне мотивированы, и не пытайтесь мотивировать их поощрениями и стимулами. Например, вместо того чтобы вознаграждать ребенка за занятия на фортепиано, позвольте ей заниматься тем, от чего она получает больше удовольствия, – возможно, рисованием или изучением насекомых.

7. Постарайтесь перестать париться по поводу достижений ребенка. Придавайте больше значения процесса, а не результата. Один из способов сделать это – задавать ребенку вопросы, например: «Ты весело провел время?», «Ты уже закончил работу?», «Что тебе понравилось больше всего в этом занятии?».