Семинар как форма организации обучения

Семинар – это форма организации учебного труда студентов. Он призван:

• формировать у студентов педагогическое мировоззрение, устойчивый интерес к педагогической деятельности;

• вооружать умениями: анализировать педагогические факты и явления, аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения;

• выработать способность правильно реагировать на противоположные точки зрения;

• развивать ценностные ориентации, положительные мотивы, установки на занятия учительским трудом.

Семинарское занятие дает студентам возможность развивать продуктивное мышление, овладеть умениями четко и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, вести дискуссию, диалог, оппонировать. Для семинара характерен непосредственный контакт преподавателя и студента, атмосфера педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

При подготовке и проведении семинара задача преподавателя состоит в том, чтобы тщательно продумать, спланировать, а затем организовать разные виды познавательной деятельности: индивидуальную, групповую и коллективную, обеспечив их взаимодействие и направленность на развитие возможностей и способностей каждого студента, формирование профессиональных качеств их личности. Кстати, смотреть доступные семинары вы можете на страницах специализированного сайта.

Преимущество семинара перед лекцией состоит в том, что семинарские группы меньше по составу, чем лекционные потоки, они позволяют установить контакт преподавателя с каждым студентом. Возможности проявления прямой и обратной связи преподавателя со студентами и между самими студентами в обмене мнениями, суждениями, идеями значительно богаче, чем на лекции. На семинарском занятии студент имеет возможность в ходе выступления показать знания педагогической литературы, умение работать с ней, выявить степень творческого, самостоятельного подхода к ее анализу и осмыслению значимости тех или иных положений педагогической теории для своего профессионального роста.

При построении и выборе методов работы на семинарском занятии необходимо исходить из следующих задач:

• образовательно-воспитательной значимости проблемы, вынесенной на обсуждение;

• необходимость углубления, расширения и закрепления знаний, отработки понятий, выявления закономерностей педагогической действительности;

• возможность проверки навыков и способностей студентов к самостоятельной учебной работе;

• диагностика профессиональных свойств и качеств личности студентов, выступающих показателями их профессионально-индивидуального развития;

• оптимальное использование средств, обеспечивающих становление индивидуальности, неповторимости личности будущего учителя.

Методика проведения семинаров разнообразна и формы учебной работы в ходе его разные. В вузовской практике можно встретить семинары развернутой беседы, семинар-диспут, семинар с решением педагогических заданий и контрольных работ, семинар с элементами деловой игры или просмотра кинофильма с последующим обсуждением, семинар-диалог, семинар-дискуссия, семинар-встреч, семинар-конференция др.

Лабораторно-практические занятия – форма организации обучения в вузе

Каждая форма организации учебного процесса несет на себе определенную специфическую нагрузку на развитие индивидуальности личности будущего специалиста, конкретизации функций, роли и содержания учебной работы в профессиональном становлении студентов. Назначение лабораторно-практических занятий состоит в том, чтобы развить творческий потенциал личности студентов, не только вооружить системой знаний, умений и навыков, но научить включаться в творческую деятельность и подключать к ней своих будущих учеников. Поэтому в ходе лабораторно практических занятий необходимо учитывать два аспекта: получение новой информации и выявление личностного содержания учебной информации для студентов.

Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь в ходе занятия каждому студенту увидеть личное значение приподнятых знаний, сделать так, чтобы каждый увидел себя, свое «Я» в системе приемов, форм и методов учебной работы. Важно заботиться о том, чтобы включить студентов в ходе лабораторно-практического занятия в деятельность, что побуждает их сомневаться, думать, искать решения, опираясь на собственный опыт, нацеливать их на открытие и поиск собственных вариантов.