По результатам многочисленных исследований годовая производительность автомобилей к концу срока их служба снижается в 1,5 — 2 раза против первоначальной, снижается безопасность конструкции автомобилей. За срок службы автомобиля Расходы на его техническое обслуживание и ремонт превосходят первоначальную стоимость в 5 — 7 раз. Поэтому важным направлением как с проектировании, и при эксплуатации автомобилей является точная и достоверная прогнозная оценка основных показателей надежности их деталей. В этой работе рассматриваются вопросы по диагностированию параметров и инвестиционных ресурсов деталей и узлов автомобилей. Техническое диагностирование является составной частью технологических процессов приема, ТО и ремонта автомобилей в СТО и представляет процесс определения технического состояния объекта диагностирования с определенной точностью и без его разборки и демонтажа. — ремонт kia
1. Сущность и обязательные физические основы диагностики
Припланово-предупредительной системе ТО и ремонта автомобиль через определенный пробег (время) в принудительном порядке подвергается профилактическим воздействиям в установленном объеме. В этом, несмотря на корректирование режимов ТО и ремонта в зависимости от ряда факторов, индивидуального подхода к каждому автомобилю отсутствует.
Однако потребность в такой подход, так как даже при работе автомобилей в одинаковых условиях техническое состояние каждого из них при одном и том же наработке вследствие целого ряда причин (индивидуальные особенности автомобиля, качество вождения, ТО и т. п.) может существенно отличаться. Не каждого автомобиля необходимы все операции, предусмотренные «жестким» объемом того или иного вида ТО. Выполнение этих «ненужных» операций ведет, с одной стороны, к неполной реализации индивидуальных свойств автомобиля, повышению затрат на ТО, с другой, совсем на способствует улучшению его технического состояния. Наоборот, частые вмешательства в работу сопряжений способствуют повышенному изнашиванию сопряженных поверхностей, появлению повреждений крепежных соединений, нарушению герметичности соединений. Значительные потери трудовых и материальных ресурсов связаны также с большим объемом ремонтных воздействий, обусловленным несвоевременным выявлением отказов.
Полные использование индивидуальных возможностей автомобиля и обеспечение на этой основе высокой эффективности подвижного состава в процессе эксплуатации можно с помощью широкого внедрения в технологический процесс ТО и ремонта диагностирования технического состояния автомобилей.
Техническая диагностика — это отрасль знаний, исследующая технические состояния объектов диагностирования и проявления технических состояний, разрабатывающий методы их организации определение, и даже принципы построения и организацию использования систем диагностирования. Техническое диагностирование — процесс определения технического состояния объекта диагностирования с определенной точностью. Оно способствует: повышению надежности автомобилей с помощью своевременного назначения воздействий ТО или ремонта и предупреждения возникновения отказов и неисправностей; повышению долговечности агрегатов, узлов с помощью уменьшения количества частичных разборок; уменьшению расхода запасными частями, эксплуатационных материалов и трудовых затрат при ТО и ремонт за счет проведения последних по потребности основании данных диагностирования, проводимого, как правило, планово.
Выше отмечалось, что техническое состояние автомобиля (агрегата, узла) определяется значениями его структурных параметров. Однако прямого их измерения без полной или частичной разборки автомобиля (агрегата, узла) весьма ограниченное.
При диагностике для оценки технического состояния автомобиля (агрегата) используют называемые выходные процессы функционирующего механизма. Различают рабочие выходные процессы (например, потребление или отдача мощности, расход, теплообмен с внешней средой) и сопутствующие (например, шумы, вибрации, световые явления и др.). Каждый из выходных процессов количественно оценивается с помощью соответствующих параметров (например, отдача мощности можно оценить соответствующей величиной, темпом ее нарастания). Между структурными параметрами и параметрами выходных процессов существует функциональная связь, благодаря чему по значениям последних можно достаточно полно оценить техническое состояние автомобиля (агрегата), качество его функционирования.Номинальним значениям структурных параметров соответствуют номинальные значения параметров выходных процессов. По крайней мере ухудшения технического состояния автомобиля (агрегата) параметры выходных процессов либо увеличиваются (например, вибрации, расход), либо уменьшаются (давление масла). Предельное значение параметра выходного процесса свидетельствует о неисправном состоянии автомобиля, определяет необходимость ТО или ремонта. Зная характер, темп изменения параметра выходного процесса и его предельное значение, можно определить ресурс работы автомобиля до очередного ТО или ремонта.
Зависимости количества информации, которую содержат параметры выходных процессов, есть основания обобщенными или частными. Первые характеризуют техническое состояние автомобиля (агрегата) в целом (например, путь сохранения и время разгона автомобиля до заданной скорости, расход на 100 км пути и др.), частные — техническое состояние конкретного механизма, системы (например, люфт рулевого колеса, стук вкривошипно-шатунном механизме двигателя и т. п.).
Параметры выходных процессов в отличие от структурных, как правило, измеряются непосредственно на работающем автомобиле и законы используют определения его технического состояния без разборки.
Выходные процессы, используемые для оценки технического состояния машины без ее разборки, называются диагностическими признаками, а параметры таких процессов -диагностическими параметрами. Не все выходные процессы могут быть как диагностических признаков. Чтобы можно было использовать параметр выходного процесса в качестве диагностического, он должен удовлетворять следующим требованиям:
-> быть функционально важным для оценки технического состояния автомобиля;
-> быть однозначным, то есть. должен отсутствовать его переход от возрастающей функции к убутній (наоборот) в зависимости от наработки автомобиля или изменения его структурного параметра от начального до предельного значения (рис. 5.2, а). Этим обеспечивается соответствие каждому значению структурного параметра P. S только одного, вполне определенного значения параметра выходного процесса ц;
-> быть чувствительным (информативным). Чувствительность характеризуется величиной и скоростью увеличения выходного параметраДц при достаточно малом изменении структурного параметраАЅ (рис. 5.2, б). Чем больше Ди. за певногоАЅ, тем выше чувствительность данного параметра выходного процесса;
-> обладать стабильностью при многократных измерениях, характеризующейся степенью рассеивания значений относительно среднего значения параметра при постоянных условиях измерения;
-> матидифференцирующей способностью, что позволяет различать новость и локализовать неисправности различных элементов объекта по месту их возникновения (до составных частей элементов, до конкретного сочетания, детали при наличии нескольких одноименных сопряжений, деталей в элементе);
-> обеспечивать технологичность и экономичность, определяемые удобством определения параметра при диагностировании, соответствующими трудовыми и материальными затратами.
Достоверность результатов диагностирования в значительной степени зависит віднагрузочного, скоростного и теплового режимов работы объекта. Поэтому для получения высококачественной диагностической информации применяют соответствующие устройства, задающие и поддерживающие оптимальнінагрузочние, скоростные и тепловые режимы.
2. Методы диагностирования автомобилей
Методы диагностирования технического состояния автомобилей, агрегатов характеризуются физической сущностью и способом измерения диагностических параметров, наиболее приемлемых для использования в зависимости от задачи диагностирования. В настоящее время выделяют три основные группы методов диагностирования (рис. 5.3).
Методы первой группы базируются на имитации скоростных и нагрузочных режимов работы автомобиля, определении при заданных условиях выходных параметров и сравнении их количественных значений с эталонными.Диагностирование проводится с использованием стендов с беговыми барабанами или своей практикой автомобиля. Методы широко применяются для общей оценки технического состояния автомобилей и агрегатов.
К методам диагностирования по параметрам сопутствующих процессов относятся:
-> методы диагностирования по герметичности рабочих объемов. Сущность процесса диагностирования заключается в создании в контролируемом объеме избыточного давления (разряжения) и в оценке интенсивности их падения. Этим методом діагностуютьсяцилиндропоршневая группа двигателя, пневматические приводы тормозов и других.;
-> тепловой метод, заключающийся в определении параметров, характеризующих количество тепла, выделяемого в результате протекания процессов сгорания, работы сил трения при заданных скоростном інагрузочном режимах. Такими параметрами могут быть температура нагрева, скорость ее изменения. Метод может применяться в диагностике двигателя, агрегатов трансмиссии, подшипниковых узлов, однако широко он на автотранспорте пока не нашел;
-> методы диагностирования узлов, систем по параметрам колебательных процессов широко используются при создании средств технического диагностирования автомобилей и их можно разделить втрое подвида: методы, оценивающие колебания напряжения в электрических цепях (на этой основе створеномотор-тестеры); по параметрамивиброакустических сигналов, получаемых во время работы зубчастихзацеплений,клапанных механизмов, подшипников и др.); по параметрам, которые будут оценивать пульсацию давления в трубопроводах (на этой основе створенодизель-тестеры в диагностике дизельной топливной аппаратуры);
-> методы, оценивают состояние узлов и агрегатов пофизико-химическому составу отработавших эксплуатационных материалов. Например, простейший экспресс-анализ отработанного масла на загрязнение, спектральный анализ проб масел, в результате которого по наличию и концентрации различных химических элементов в масле можно поставить диагноз работоспособности отдельных узлов и сопряжений агрегата. Если пробікартерного масла двигателя имеется высокое содержание свинца, это говорит об износе вкладишівшатунних и коренных подшипников, если высокое содержание железа — об износе гильз цилиндров, если высокое содержание кремния — о засорении воздушного фильтра и др.
Третью группу методов заключается в объективной оценке геометрических параметров (зазор, люфт, свободный ход, устранение и др.). Метод применим, когда указанные параметрилегкодоступни для непосредственного измерения.
В настоящее время проводятся исследования по разработке новых и совершенствованию имеющихся методов диагностирования стосовноусложняющимся конструкциям автомобилей, изменению элементной базы микроэлектроники и микропроцессорной техники. Один и хотя бы диагностический признак чаще всего может быть установлен с помощью нескольких методов диагностирования. Вопрос выбора наиболее целесообразного их в каждом конкретном случае решается вопрос с учетом уровня информативности и точности, степени универсальности метода диагностирования, трудоемкости диагностирования, различных организационно-экономических факторов.
3. Выбор диагностических параметров для оценки технического состояния. Постановка диагноза
Выбор диагностических параметров в диагностировании особенно сложных объектов является непростой задачей. Это было связано, во-первых, о том, что структурными и диагностическими параметрами в зависимости от сложности объекта могут существовать различные взаимосвязи (рис. 5.4).
Во-вторых, различные диагностические параметры в разной мере удовлетворяют изложенным выше требованиям к параметрам выходных процессов, используемых целей диагностирования.
Поэтому, при выполнении задачи выбора диагностических параметров в сложных ситуациях сначала определяют возможный набор параметров. И поэтому применяют построение так званоїструктурно-следственной схемы узла или механизма, что єграф-модель,увязивающую в единое целое основные элементы механизма, характеризующие их структурные параметры, перечень характерных неисправностей, подлежащих выявлению, и создали набор возможных для использования диагностических параметров. Перечень характерных неисправностей механизма составляют с учетом статистических оценок показателей его надежности. Прикладструктурно-следственной схемы цилиндропоршневой группы двигателя приведен на рис. 5.5.
Пользуясь как и схеме, составленной с учетом инженерного изучения объекта диагностирования, применительно к определенному перечню структурных параметров и неисправностей устанавливают первоначальный перечень диагностических параметров и связи среди тех и других. Затем осуществляется отбор из выявленной исходной совокупности наиболее значимых и эффективных в использовании диагностических параметров. И поэтому анализируют, в какой мере исследуемые параметры отвечают требованиям однозначности, стабильности, чувствительности, информативности. И, наконец, во время выборов методов, средств, разработке процессов диагностирования оценивают параметры по их технологичности и затратам на диагностирование.
Важнейшим этапом процесса диагностирования является постановка диагноза. В зависимости от задачи диагностирования и сложности объекта диагноз может различаться по глубине. Для общей оценки работоспособности агрегата, системы, автомобиля в целом используются выходные параметры, исходя из которых ставится общий диагноз типа «да», «нет» («годен», «не годен»). Для определения потребности уремонтно-регулировочной операции требуется более глубокий диагноз, основанный на локализации конкретной неисправности. Постановка диагноза в случае, когда приходится пользоваться одним диагностическим параметром, не хватает особых методических трудностей. Она практически сводится к сравнению измеряемой величины диагностического параметра с нормативом.
Постановка диагноза, когда производится поиск неисправности у сложного механизма, системы используются несколько диагностических параметров, оказывается значительно сложнее. Чтобы решить задачу установления диагноза в случае необходимо с учетом данных над надежностью объекта выявить связи между его наиболее вероятными неисправностями и используемыми диагностическими параметрами. Для данной цели превратится в практике диагностирования автомобилей применяют диагностические матрицы.
>Диагностическая матрица есть логическую модель, описывающую связи между диагностическими параметрами P. S и возможными неисправностями А объекта (рис. 5.6).
Единица в месте пересечения строки и столбца означает автоматическую возможность существования неисправности, а ноль — отсутствие такой возможности. С помощью представленной на рисунке диагностической матрицы решается задача локализации одной из трех возможных неисправностей объекта с помощью четырех диагностических параметров. Физический смысл выполнения задания зависит от определении соответствия полученной комбинации диагностических параметров, вышедших за норматив, существованию одной из неисправностей. Так было в рассматриваемом примере имеем неисправность А, возникает в случае одновременного выхода за норматив параметров P. S, и P. S3, неисправность А2 — параметров P. S, и P. S4, и неисправность А3 — параметров P. S3 и P. S . Диагностические матрицы являются основой автоматизированных логических устройств, применяемых в современных средствах технического диагностирования.
4. Средства технического диагностирования автомобилей
Средства технического диагностирования (СТД) являются технические устройства, предназначенные для измерения количественных значений диагностических параметров. В их состав входят в различных комбинациях следующие основные элементы: устройства, задающие тестовый режим; датчики, воспринимающие диагностические параметры и меняют в сигнал, удобный в обработке или прямого использования; измерительное устройство и устройство отображения результатов (стрелочные приборы, цифровая индикация, экран осциллографа). С другой стороны, СТД может включать в себя устройства автоматизации задания и поддержания тестового режима, измерения параметров и автоматизированное логическое устройство, осуществляющее постановку диагноза.
СТД по их взаимодействию с объектом диагностирования можно разделить втрое вида (рис. 5.7).
Внешние СТД, т. е. которые входят в конструкцию автомобиля, в зависимости от их устройства и технологического назначения могут быть стационарными или переносными. Стационарные стенды устанавливаются на фундаменты, как правило, в специальных помещениях, обладнанихотсосом отработавших газов, вентиляцией,шумоизоляцией.Переносние приборы используются как в комплексе со стационарными стендами, и отдельно для локализации и уточнения неисправностей на специализированных участках и постах ТО и ремонта.
http://кореяклуб.рф/kia.html — Автосервис Корея Клуб
http://кореяклуб.рф/kia.html — ремонт КИА
http://кореяклуб.рф/hyundai.html — ремонт Хендай
http://кореяклуб.рф/ssangyong.html — ремонт Санг Енг
http://кореяклуб.рф/daewoo.html — ремонт Деу