Понятие внешней торговли

Внешняя торговля (ВТ) является важной и исторически первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами. Это торговля одной страны с другими странами мира. Она состоит из ввоза (образом) и вывоза (экспорта) товаров. В совокупности внешняя торговля statimex.ru/statistic/all/export/def/JP/RU/ разных стран образует международную торговлю.

В современных условиях в международной торговле принимают участие все субъекты мирового хозяйства. В ее основе лежит международное разделение труда. Развитие международной специализации производства и углубление вышеназванного разделения труда порождает многообразие форм и направлений международной торговли. Глубокое воздействие на нее оказывает научно-техническая революция, которая ускорила качественные преобразования всех элементов производительных сил и сдвиги в географической и товарной структуре мировых товаропотоков.

Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.

Совнішня торговля – это один из видов внешнеэкономической деятельности – деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которая имеет место как на территории Украины, так и за ее пределами и которая сводится к посредничеству между производителями и потребителями по осуществлению сделок купли-продажи товаров.

Внешняя торговля делится на:

— ввозную (импортную) — осуществляемая между иностранными производителями и отечественными потребителями;

вивізну (экспортную) – которая осуществляется между отечественными производителями и иностранными потребителями;

транзитную – между иностранными производителями и иностранными потребителями.

Совнішня торговля (ЗТ) является основным направлением хозяйственной деятельности субъектов ВЭД. Внешнеторговые операции составляют 80% всех операций, которые включает ВЭД субъектов мирового хозяйства. Это означает, что во внешней торговле прежде всего и раскрывается главный смысл хозяйственной деятельности субъектов ВЭД.

Совнішня торговля — это отношения между субъектами ВЭД по поводу купли-продажи товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. Конкретное содержание внешней торговли находит свое проявление в деятельности различных субъектов мирового хозяйства.

По критерию субъектов, осуществляющих внешнеторговые операции можно выделить:

1. Внешняя торговля государства — это совокупность экспортно-импортных операций отдельной страны.

2. Внешняя торговля отдельных субъектов ВЭД — это совокупность экспортно-импортных операций, который осуществляет каждый из них отдельно.

Внешняя торговля— это система экономических отношений между странами, основная цель которой заключается в ввозе и вывозе товаров и услуг. Объектами внешней торговли есть товары:готовая продукция, сырье, полуфабрикаты; продукты интеллектуальной собственности:патенты, лицензии, фирменные знаки и др.; услуги:международный туризм, транспортные, страховые, посреднические, строительные операции и тому подобное.

Иинструменты государственного регулирования внешней торговли подразделяются на таможенные и не таможенные. Среди них различают те, которые стимулируют экспорт — прямые и косвенные экспортные субсидии, и те, что ограничивают импорт— пошлины, квоты, лицензии и тому подобное, то есть торговые ограничения.

В внешнеторговой политике выделяют две формы — протекционизм и фритредерство (свободная торговля).

Протекционизм — это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. Такая политика способствует защите национального товаропроизводителя, развития отечественного производства. Однако, она может привести к застойным процессам в экономике, усилению монополизма, снижению конкурентоспособности товаров.

Политика свободной торговли не предполагает государственного вмешательства в товарообменные процессы. Экспортно-импортные операции регулируются рынком на основе спроса и предложения. Она стимулирует конкуренцию, способствует улучшению качества товаров и услуг, побуждает к оптимизации цен.

Світова практика хозяйствования свидетельствует, что, как правило, сегодня страны стремятся проводить гибкую политику внешней торговли, которая сочетает элементы протекционизма и свободной торговли.

Поширеним орудием протекционизма является пошлина — налог, который накладывается на каждую единицу товара, который ввозят в страну.

Мито выполняет защитную и фискальную функции. Оно приводит к удорожанию импортных товаров, вследствие чего при равных условиях отечественные товары имеют преимущества в ценовой конкуренции.

Гозрізняють адвалорная, специфическая и комбинированная (по способу исчисления); экспортная, импортная, транзитное (по характеру объекта) пошлина.

Адвалорная пошлина рассчитывается в виде процента от таможенной стоимости.

Специфическая пошлина устанавливается в виде фиксированной суммы на единицу товара (количества, веса, площади, объема). Комбинированное пошлина сочетает ставки адвалорной и специфической пошлины. Защитная пошлина предназначено для защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Фискальные пошлины применяются к продукции, которая не производится в стране. Его целью является обеспечение поступлений в государственный бюджет.

Політика протекционизма реализуется путем квотирования и лицензирования.

Квотирование означает ограничение, количества или суммарной стоимости конкретных экспортно-импортных товаров.Квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования — выдачу разрешения на экспорт-импорт ограниченного объема и перечня продукции и запрещает неліцензовану торговлю. Важным инструментом внешнеторговой политики являются экспортные субсидии — льготы, которые предоставляются отечественным экспортерам для стимулирования вывоза товаров за границу. Экспортные субсидии способствуют уменьшению цен на продукцию, которая продается на внешних рынках, и финансовой устойчивости производителя. Экспортные субсидии осуществляются в форме выплаты дотаций, а также льготного налогообложения, кредитования, страхования. По оценкам специалистов, экспортные субсидии не превышают И % стоимости экспорта, поэтому они существенно не влияют на мировую торговлю. Несмотря на это, ВТО запрещает их использование.

Політика протекционизма предполагает применение такого инструмента конкурентной борьбы на мировых рынках, как демпинг — установление экспортером в течение определенного времени низших цен на отдельные виды продукции, чем среднемировые или внутренние.

Са правилами ВТО, страна-импортер может вводить антидемпинговые (компенсационные) пошлины, если доказано применение демпинговых цен.

Днекоторые страны используют такую форму регулирования внешней торговли, как добровольное ограничение экспорта, с помощью которого избегают антидемпинговых расследований, торговых ограничений и других административных взысканий.

В государственном регулировании международной торговли используются нетаможенные инструменты, с помощью которых ограничивается импорт в страну и стимулируется экспорт. К ним относятся высокие стандарты качества, санитарные ограничения, таможенные процедуры, торговое эмбарго.

Торговое эмбарго — это правительственный запрет ввоза на территорию страны (или с определенной страны) товаров, которая вводится, как правило, из политических соображений.

След помнить, что политика протекционизма должна быть очень взвешенной, поскольку она всегда влечет за собой соответствующие действия со стороны торговых партнеров страны. Это означает, что, уменьшая импорт, страна соответственно будет сокращение экспорта, что не повлияет на величину чистого экспорта, совокупного спроса и занятости. Протекционизм может побудить ухудшение политической ситуации между странами. Поэтому перспективным направлением регулирования торговой деятельности является создание условий для свободной торговли между странами.

Сперед основных причин, которые стимулировали развитие внешней торговли, можно выделить, прежде всего, неравномерность экономического развития различных стран мира. Эти разногласия заключаются в том, что каждое государство проводит свою собственную экономическую политику, которая базируется на определенном развитии промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания и других отраслей общественного хозяйства, специализируясь при этом в тех сферах экономики, которые позволяют иметь определенные преимущества. Здесь не возможно не учитывать различия в сырьевых ресурсах, ведь большинство стран мира, имея ограниченную ресурсную базу и узкий внутренний рынок, не в состоянии производить с достаточной эффективностью товары, которые необходимы для полного удовлетворения внутренних потребностей; различия в человеческих и финансовых ресурсах; различный уровень научно-технического развития. Очень важным в международной торговле является характер политических отношений между странами и специфика географического положения, природных и климатических условий. Необходимо заметить, что на определенном этапе развития экономики возникла тенденция к безграничному расширению производства в развитых странах. В результате, учитывая тот факт, что емкость внутреннего рынка ограничена объемами платежеспособности населения, предприниматели вынуждены были дополнительно бороться за внешние рынки. Таким образом, историческая необходимость существования внешней торговли обуславливается тем, что разные страны имея различные производственные условия могут решать хозяйственные задачи, обеспечивают экономический рост и благосостояние населения.

На современном этапе внешняя торговля характеризуется такими особенностями: небывалый размах международного товарообмена, обусловленный научно-технической революцией; изменения в географическом распределении движения товаров; динамичность развития торговли товарами и услугами в последние десятилетия; установление под воздействием НТП устойчивых технологических связей между предприятиями разных стран в определенных отраслях и др.

Атак, понятно современная внешняя торговля постепенно теряет первоначальные, присущие ей черты простой реализации на внешнем рынке определенного излишка продукции и все более сводится к предварительно согласованных поставок товаров между предприятиями разных стран кооперируются.

Оборот внешней торговли складывается из двух противоположно направленных товарных потоков: экспорта (вывоза) и импорта (ввоз). Сопоставление этих двух показателей определяет баланс внешней торговли. В идеальном варианте размеры экспорта и импорта должны совпадать и уравновешивать друг друга. На практике такое равновесие существует не часто. Для характеристики этого соотношения используется такой показатель, как сальдо торгового баланса. Оно может быть положительным, когда экспорт превышает импорт, или отрицательным, когда страна ввозит больше чем вывозит. Но внешняя торговля не может осуществляться сама по себе. В условиях рыночной экономики государство должно выполнять определенные функции, которые помогают регулировать те сферы хозяйственной жизни, в которых рынок бессилен.

На мнение российского экономиста О.Киреева, государственное регулирование внешней торговли может быть:

— односторонним, когда правительством страны применяются инструменты государственного регулирования в одностороннем порядке без согласования и консультаций с ее торговыми партнерами. Как правило, односторонние меры применяются в ответ на аналогичные действия других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами. Примером такой ситуации является применение Украиной антидемпинговых мер в российский спичек в 2006 году, в ответ на что Российская Федерация ввела технические барьеры на украинскую мясо — молочную продукцию;

— двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами-торговыми партнерами. Например, стороны могут согласовывать технические требования к маркировке товаров, их упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и тому подобное;

— многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Например, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), торговые соглашения стран-членов Европейского сообщества (ЕС).

Для выполнения функций, связанных с регулированием внешней торговли, в каждой стране создается соответствующая система государственных органов, четко определяются их задачи, функции и полномочия; государство осуществляет экономическую политику, которая заключается в обеспечении страны общественными благами, поддержанию совершенной конкуренции и борьбе с монополизмом, регулировании внешнеэкономического сектора и др.

Важливою составляющей экономической политики является внешнеэкономическая политика. Украинские ученые В. Науменко, П. Пашко, В. Руссков, С. Терещенко и другие дают почти одинаковое определение последней, характеризуя ее как систему мероприятий, осуществляемых страной, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкурирующих импортных товаров []. А.Гребельник определяет внешнеэкономическую политику как совокупность целенаправленных государственных мероприятий по реализации экономического потенциала страны на внешнем рынке и удовлетворения собственных потребностей за счет товаров и услуг иностранного производителя [].

Тож, основной задачей внешнеэкономической политики любого государства является стимулирование или ограничение экспорта или импорта товаров для образования положительного сальдо и обеспечение дополнительного поступления средств для развития национальной экономики.

В свою очередь внешнеэкономическая политика, как основа обеспечения внешней торговли любой страны, формируется из трех основных взаимосвязанных составляющих: особенности внешнеторговой политики государства, национальные формы и инструменты реализации внешней торговли.

Причин регулирования внешней торговли существует много, но главной из них является то, что без поддержки государства развитие национального производства невозможно, а беспошлинная торговля с ее острой конкуренцией в условиях мирового хозяйства делает невозможным создание национальной промышленности.