К концу жизни отставной генерал Пушкин иронично признавался дочке, что видит некоторое разочарование в глазах знакомых. Александр Александрович полагал, что люди искали в нем, отпрыске великого поэта, какую-то исключительность. При этом сам сын Пушкина считал себя обыкновенным и ничем невыдающимся человеком, разочаровавшим общественность. Надо сказать, Александр Александрович то ли скромничал, то ли себя недооценивал. Потому как заслуг ему было не занимать.
Привязанность знаменитого поэта-отца и блестящее образование
Мать Александра Наталья Пушкина-Гончарова вкладывала в него всю душу. /Фото: yandex.ua
Старший сын Пушкина и Натальи Николаевны родился в Санкт-Петербурге 6 июля 1833-го. Русский классик очень трепетно относился к сыну. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, в письмах сестре поэта описывала эту его привязанность. Ребенка, названного в честь родителя, называли в семье «рыжим Сашей».
Пушкин-старший всегда наблюдал, как переодевают, укладывают спать тезку-сына, прислушивался по ночам к дыханию младенца и подолгу не отходил от детской кроватки. Знаменитый поэт был обеспокоен судьбой маленького Александра и проводил параллели с самим собою. Живший в царствование трех государей, Пушкин-старший не всегда находил с ними общий язык. В письме жене он писал: «Не дай бог идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями! В стихах отца не перещеголяет, а плетью обуха не перешибет…».
Как и другие дети Александра Сергеевича, старший сын воспитывался под контролем домашних гувернеров. Даже после убийства главы семьи на дуэли, Наталья Николаевна средств на образование детей не жалела, вопреки материальным затруднениям. В доме традиционно бывали хорошие преподаватели. Своему брату женщина говорила, что эти расходы с лихвой окупятся в детях знаниями и умениями. В 1845 году Александр Пушкин-младший поступил в Петербургскую Преображенскую гимназию, где слыл успешным и дисциплинированным учеником. В пятнадцатилетнем возрасте его определили в Пажеский корпус, откуда он вышел корнетом и был направлен в конногвардейский полк. Еще больше интересной информации на страницах нашего http://aisservis.ru/content/2011226037-vyacheslav-moshe-kantor-i-putin.html специализированного сайта.
Воинские заслуги и образ командира-джентльмена
Генерал Пушкин пользовался в армии высоким авторитетом. /Фото: imageup.ru
Военная карьера Александра Александровича сложилась блестяще. Любимому делу он отдавался без остатка. Пушкин-младший с лучшей стороны отличился в Крымской войне. В ходе сражений за освобождение Балкан успешно возглавлял Нарвский гусарский полк. Награждён высокими орденами и именным золотым оружием. В 1880-м сын поэта назначен флигель-адъютантом Его Величества, а уже спустя месяц пожалован в генерал-майоры государевой свиты в должности дивизионного командира. Пушкин-военный соответствовал образцу командира-джентльмена, верного старинным традициям. Как писал полковой историк, офицеры питали по отношению к своему командиру громадное уважение.
Еще большего почтения коллег он заслужил после смерти первой супруги. Оставшись с одиннадцатью детьми на руках и ведя неустроенный полукочевой образ жизни военного, Пушкин умудрялся давать детям необходимое тепло. В 1891-м Александр Александрович ушел в отставку. Ему определили место тайного советника и назначили солидную пенсия более тысячи рублей в год. Приросший за 30 с лишним лет службы к военному мундиру генерал попросил императорского позволения носить форму на гражданке. Просьба была удовлетворена, поэтому в штатском Пушкина не видели.
Скандал с первым браком и отец-одиночка
Старший сын поэта Александр в детстве. /Фото: avatars.mds.yandex.net
Александр Александрович был женат дважды, воспитывал 13 детей. Первому браку предшествовала необычная романтическая история. Его возлюбленная, Софья Ланская, была девушкой тихой и кроткой, что покорило Пушкина до глубины души. Решение пары заключить официальный брак родные встретили с радостью, а вот церковь сочла венчание невозможным по причине сомнительно установленного кровного родства возлюбленных. Невеста впала в отчаяние, а Александр заявил, что или женится на Софье, или не вступит в брак до конца своих дней. Расстроенная этими событиями Наталья Николаевна обращалась за помощью к своему духовнику, писала письма в Синод, искала покровителей среди знакомых, но церковные чиновники держались неумолимо. Оставалась последняя инстанция – император.
Собрав документальные доказательства, указывающие на отсутствие кровных связей, Пушкина попросила государевой аудиенции. Женщине, глубоко любящей сына и уважающей его пылкую любовь, удалось тронуть сердце Александра II. На имя обер-прокурора Синода графа Толстого было направлено распоряжение уладить дело в пользу просящей. Брак Александра и Софьи выдался на редкость счастливым и безоблачным. Супруги растили 11 здоровых детей. Но Софья Александровна не дожила даже до 40. После ее смерти детей присматривали по очереди родные Пушкина, потому как сам он часто отбывал в военные походы. В 1883 году Александр Александрович снова обвенчался. Но второй брак был далек от былого семейного счастья. Вторая супруга Мария Александровна не смогла стать любящей мачехой детям покойной Софьи, тяготилась заботами и слыла женщиной недоброй. Не нашедший взаимопонимания и покоя в новой семье Пушкин часто уезжал гостить к своим сводным заграничным сестрам, напоминавшим ему любимую мать. Там его принимали радушно и даже предлагали остаться навсегда, но привязанность к России брала верх.
Развитие женского образования и последняя новость
Как бы странно это не выглядело, бравый русский генерал всячески развивал в России женское образование, отстаивая в строгих комиссиях и высоких кабинетах права женщин на льготы, субсидии, стипендии, специализированные учебные программы, лазареты при институтах и организацию курсов сестер милосердия. Всю свою жизнь статный военный интеллигент притягивал восхищенные взгляды окружающих. Очевидцы вспоминали, как преображались и старались в реверансах встречавшиеся ему в учебных коридорах наставницы и классные дамы.
Генерал Пушкин, по всей видимости наделенный родовым шармом, сам того не ведая превращал рядовое посещение очередного учебного заведения в восторженное событие. Он уезжал, а щебечущие ученицы и чинные воспитательницы еще долго шептались о благородстве попечителя. Когда в 1914-м Александр Александрович получил известие о начале войны, он молча отправился в свой кабинет, живым из которого уже не вышел.