Запорная арматура https://ergosteel.ru/zapornaja-armatura/ — это разновидность трубопроводной арматуры, которая выполняет функцию перекрытия ходу потока жидкости (воды, газа или другой текучей среды). Этот вид арматуры характеризуется широким распространением – около 80% от общего количества используемых деталей. Пробно-спускная и контрольно-спускная арматура, которая применяется с целью контроля уровня жидкости (воды, газа или другой текучей среды) в резервуарах, отбора проб, изгнание воздуха из верхних полостей, дренажа и т. д. – также разновидности запорной арматуры.
Материал для изготовления этих деталей.
Материалом для изготовления этих деталей может быть только ковкий чугун или нержавеющая сталь. Это связано с тем, что внутренняя поверхность запорной арматуры постоянно контактирует с водой, паром, газом, маслами и другими химически активными средами — однако коррозия металла в данном случае категорически недопустима в виду того, что при повреждении целостности стенки произойдет утечка среды.
Важно! Благодаря своей функциональности, запорная арматура нашла применение в самых разных направлениях производства.
В зависимости от области использования, можно провести ее разделение на два вида:
- Запорная арматура, которая применяется в особых условиях («узкопрофильный» использования);
- Запорная арматура, имеет какое-то общетехническое применение;
Примерами полнооткрывающейся запорной арматуры могут быть пробковые краны, вентили, клапаны с проходным каналом, который имеет строение трубки Вентури.
Важно!!! Какие виды деталей используются больше всего?
Максимальных объемов достигло изготовление в промышленных масштабах следующих деталей из разряда запорной арматуры:
- Краны,
- Клапаны (вентили),
- Задвижки
- Заслонки.
Краткая характеристика каждого вида деталей
Следует сразу же отметить одну отличительную особенность запорных вентилей – их габариты не превышают 300 мм в диаметре прохода. Применимы эти детали исключительно в тупиковых участках системы подачи жидкости (воды, газа или другой текучей среды). Кроме того, возможно их использование и для сильфонного уплотнения шпинделя.
Кроме этого разновидности деталей, получили признание среди мастеров-гидравлика так называемые шаровые краны и задвижки простой конструкции в виду своей надежности и полифункциональности.
Важным преимуществом задвижек является относительно простое строение: короткая длина, слабое гидравлическое сопротивление. Классифицируют их на два типа: параллельные и клиновые двухдисковые. В том случае, если же давление жидкой или газообразной средой, будет незначительным, то следует использовать двухдисковые задвижки, высокое давление обуславливает необходимость установки клинового (сам клин может быть цельным, упругим или составным).
Подробная характеристика кранов. Их классификация, функциональная характеристика и область применения.
Сложно даже представить, насколько широка сфера их применения – трубопроводы, водопроводы, паропроводы и газопроводы в обязательном порядке комплектуются этими деталями. Как правило, используются краны имеют небольшие размеры, слабое сопротивление. Масса подобного рода детали составляет от 0,881 кг до 8,64 кг. Диаметр d в дюймах от одного до трех.
По другой классификации (структурной) чаще всего применяются следующие типы кранов: пробковые и шаровые. Они уже, в свою очередь, подразделяются на натяжные и сальниковые (основной критерий отличия – это способ их герметизации). Присоединение к трубопроводу осуществляется с помощью муфты, фланца или сварки. Краны пробковые (газовые, муфтовые, чугунные) нашли применение на трубопроводах, по которым осуществляется подача природного газа. Прикрепление осуществляется при использовании резьбовой муфты. Следует отметить, что нормальное функционирование кранов этих видов возможно при следующих показателях: рабочее давление Pp=0,1 МПа, tp< 50°С.
Другой вид кранов — сальниковые (чугунные муфтовые). Они необходимы на трубопроводах, с помощью которых осуществляется транзит воды или нефти. Необходимая температура для благополучного функционирования составляет tp< 100°С. Особенности строения заключаются в том, что основные детали крана (корпус, пробка, сальник, заполненный пеньком или резиной) сделаны из чугуна.
В том случае, если же необходимо установить кран на трубопровод большого диаметра, следует остановить выбор на шариковом кране, обладающий малыми размерами, слабым сопротивлением и высоким качеством. Если же будет подаваться газ или жидкость (вода или любая другая текучая среда) в широком диапазоне температур по одному и тому же трубопроводу, необходимо применение стального фланцевого крана со смазкой или с патрубками под приварку. Можно управлять дистанционно, так и вручную, с помощью маховика.