Прямо с Бродвея
Мюзикл оформился как отдельный жанр лишь в 20-х годах ХХ века, развившись из оперы и оперетты. Все благодаря нью-йоркскому Бродвею. Поскольку театры там не имели постоянных трупп, арендаторам приходилось постоянно придумывать что-то, чтобы заинтересовать зрителя и не прогореть на провальной спектакле.
Результатом этих поисков стал мюзикл — динамическая спектакль, где пение было не просто вставкой, которая часто могла прерывать сюжет (как в опере или оперетте), а частью повествования. Кроме того, такие представления были комедиями http://www.nv.kz/last-news/2019/06/20/poyushhie-pod-dozhdem/ и рассказывали о молодых, привлекательных и дерзких героев — именно то, что нужно было публике после Первой мировой войны.
1930-1950-е: Золотая эра
«Джазовый певец» — первый звуковой фильм Голливуда
Успех мюзиклов на Бродвее совпал с окончанием эры немого кино. В результате первые звуковые фильмы наполнились песнями, чтобы на полную раскрыть новые возможности Голливуда. Вот только сложность записи звука (он писался во время съемки на микрофоны) и работы оператора (для того, чтобы треска камеры не попадало на звуковую дорожку, ее паковали в огромную звуконепроницаемую коробку) не давала экспериментировать — кіномюзикли были похожи друг на друга и со временем начали надоедать.
Все изменила технология перезаписи звука в студии — камера наконец могла передать ритм танца и песни, а не просто снимать общий план. Мюзиклы захватили большой экран — за 1929 и 1930 годы Голливуд выпустил почти 200 картин, чем серьезно «перекормил» зрителя. Несмотря на то, что в последующих годах количество фильмов упала до 10-15 в год, весь период с 30-х до 50-х годов получил название «золотой эры мюзикла». Началась она в 1929-м году, когда «Бродвейская мелодия» получила «Оскар» как лучший фильм.
Что интересно, большинство картин того времени пытались как-то объяснить причины внезапного пения в кадре и в основном рассказывали историю постановки какого-то мюзикла. Получается, киномюзикл будто показывал подготовку театрального мюзикла.
Современной формы жанр приобрел в 40-х годах, когда режиссер Винсент Минелли в фильме «Пират» попытался сделать пение и танцы частью сюжета. Эксперимент оказался удачным. Через год, в 1949-м режиссер Стэнли Донен снял фильм «В городе», где перенес события фильма на улицы Нью-Йорка, чем окончательно вывел мюзикл из театра.
Венцом золотой эры стала картина «Поющие под дождем», которая появилась на экранах в 1952-м году. Рассказывает он о начало звуковой эры Голливуда, будто подводя итог вмешательства звука в кино. Картина получила «Оскар» за музыкальное сопровождение и много раз признавалась лучшим мюзиклом всех времен.
1960-е: «Мэри Поппинс» и Бродвей в кино
Начало 60-х оказался для мюзиклов успешным благодаря студии Disney и воспроизведению на экране популярные бродвейские постановки. Среди них были «Вестсайдская история», «Звуки музыки», «Моя прекрасная леди» и многие другие.
Что же до студии Уолта Диснея, то она создала едва ли не единственный популярный в 60-х оригинальный (создан специально для кино) мюзикл — «Мэри Поппинс», который получил 5 «Оскаров» в 13 номинациях и считается одной из лучших экранизаций произведений Памелы Трэверс.
В течение всего десятилетия мюзикл боролся с рок-н-роллом, что набирал бешеную популярность и в конце концов сдался под натиском оппозиционной музыки. Конец 60-х принес немало громких критических провалов («Хеллоу, Долли!» с Барброю Стрейзанд) и коммерческих неудач. Например, «Доктор Дулиттл», не окупился в кинотеатрах, зато получил 3 номинации на «Оскар» (и взял две статуэтки за лучшую песню и лучшие визуальные эффекты). То же получилось и с картиной «Оливер!» (1968), несмотря на низкие сборы одержала победу в номинации «Лучший фильм».
1970-е: религия, фрики и «Бриолин»
Стагнация жанра продолжалась. Несмотря на большое количество релизов, они не получили того же признания, что раньше. Однако несколькими выдающимися картинами десятилетие запомнилось.
В 1973-м году в прокат вышел киномюзикл «Иисус Христос — суперзвезда» по мотивам рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса. Основной характерной особенностью картины стала музыка и оголтелая критика со стороны религиозных организаций, что сделали ленте замечательную рекламную кампанию. В результате фильм не только окупился, но и получил популярность благодаря саундтреку.
Через 2 года в кинотеатрах провалился один из самых необычных мюзиклов всех времен — «Шоу ужасов Рокки Горрора», с Тимом Карри и Сьюзен Сэрэндон в главных ролях. Фріковий и развратный фильм стал культовым в начале 80-х, когда его начали крутить в кинотеатрах во время ночных сеансов.
Конец 70-х запомнился Джоном Траволтой, Оливией Ньютон-Джон и их «Бриолином». Мюзикл стал сенсацией, собрав почти 400 миллионов долларов при шестимільйонному бюджете. Бешеный успех сопровождал и саундтрек к фильму — он стал платиновым 20 раз. Эти победы «заставили» студийных боссов выпустить вторую часть. Она успешно провалилась в прокате, зато стала отправной точкой для карьеры Мишель Пфайффер.