Что такое научная фантастика

Фантастика — разновидность мимесиса, в узком смысле — жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства-ее эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации («условностей»). Основным признаком фантастики https://primpress.ru/article/71050 является наличие в произведении фантастического допущения.

Фантастика (От греч. Phantastike — искусство воображать), форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина Вселенной. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии.

В художественной литературе, театре, кино, изобразительном искусстве фантастическая образность откровенно условна, явно нарушает реальные связи и закономерности, естественные пропорции и формы изображаемых объектов-однако фантазия не просто прихотливая «игра воображения»: в гротескных или идеальных образах, символах, невероятных сюжетных конструкциях она может выражать миросозерцание автора, характерное для целой эпохи («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Властелин колец» Дж. Г. Толкиена). В 19-20 вв. развивается научная фантастика.

Жанры фантастики

Научная фантастика (НФ — англ. Science fiction, SF) — жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях в области науки и техники, в том числе как естественных, так и гуманитарных наук. Произведения, основанные на ненаучных допущенных, относятся к других жанров. Темы научно-фантастических произведений — новые открытия, изобретения, неизвестные науке факты, исследования космоса и путешествия во времени. Действие научной фантастики часто происходит в будущем, что роднит этот жанр с футурологией.

Твердая научная фантастика (Hard SF) — поджанр научной фантастики, отличающийся тем, что повествование не нарушает известных научных законов — научная фантастика, основывающаяся на естественнонаучной базе.

Данный поджанр зачастую именуется «научной фантастикой как таковой» или «традиционной научной фантастикой», в отличие от фэнтези, «космической оперы», «альтернативной истории» и др.

Термин hard SF впервые был использован в литературной рецензии P. Schuyler Miller, опубликованной в феврале 1957 года в журнале «Astounding Science Fiction».

В 1970 г W. Atheling писал: «Уэллс изначально использовал этот термин для обозначения того, что мы сегодня назвали бы» твердой «научной фантастикой, в которой основанием для повествования выступает сознательное стремление опираться на уже известные (в момент написания) факты, и уж если в повествовании также встречалось некое чудо, то по крайней мере речь не должна была идти о целом арсенале чудес ».

Как пишет в своей статье Мария Галина, «Традиционно считается, что научная фантастика (НФ) — это литература, сюжет которой разворачивается вокруг какой-то пусть фантастической, но все-таки научной идеи. Точнее будет сказать, что в научной (твердой) фантастике изначально заданная картина мира логична и внутренне непротиворечива. Сюжет в НФ обычно строится на одном или нескольких как бы научных допущениях (возможна машина времени, передвижение в космосе быстрее света, «надпространственных тоннели», телепатия и прочее) ».

Социальная фантастика (Англ. Social science fiction) — жанр научно-фантастической литературы, в котором ведущую роль играет описание отношений между людьми в обществе. Использование фантастических мотивов позволяет показать развитие общества в необычных, никогда не существовавших в реальности условиях.

Авантюрная фантастика — жанр научно-фантастической литературы, в котором ведущую роль играет описание путешествий, будь то путешествия между мирами, планетами, измерениями и т. п. Принципиально ничем не отличается от авантюрно-приключенческой литературы — меняются лишь декорации — например, бластеры вместо мушкетов, лазерные мечи вместо шпаг.

Космическая опера, космоопера (От англ. Space opera) — поджанр авантюрной фантастики, который обычно определяется по следующим признакам: действие происходит в космическом пространстве и / или на других планетах (начиная с Солнечной системы и заканчивая далекими уголками Вселенной) и, как правило, включает в себя конфликт между противниками, применяющими супертехнологіі — персонажи обычно герои, а масштабы их геройств неограниченные ничем, кроме фантазии авторов. В начале произведения этого жанра были чисто развлекательными, а термин использовался в негативном смысле, но впоследствии приемы «космической оперы» вошли и в арсенал авторов известной качественной фантастики.

Пост-киберпанк — жанр научной фантастики, развившийся из киберпанка, который, как и предшественник, описывает техническое развитие общества ближайшего будущего и происходящие при этом процессы (всеобщее проникновение информационных технологий, генной и молекулярной инженерии, технологий модификации человеческого тела и др.), однако при этом, в отличие «классического» киберпанка, главные герои произведений активно стремятся улучшить социальные условия или, по крайней мере, не допустить дальнейшей деградации общества. В пост-киберпанке можно условно выделить два направления — біопанк и нанопанк.