В течение двух-трех лет Россия сможет полностью обеспечить свои потребности по мясу свинине и птице, сказал министр сельского хозяйства Российской Федерации Александр Ткачев в интервью телеканалу «Россия 1». «Что касается молока, молочного животноводства, то здесь ситуация сложнее, потому что тема более запущена. На это будет нужно при серьезных вложениях и дотациях порядка 7-10 лет, по нашим оценкам», — сообщил он. А перейти на полное обеспечение российских потребителей отечественными овощами и фруктами уйдет 3-5 лет.
Также Александр Ткачев подтвердил положительный прогноз https://zamestim.ru по сбору урожая зерновых культур и овощей в 2015 году. «Мы ставим задачу в этом году получить не меньше 100 миллионов тонн зерна, около 9 миллионов тонн подсолнечника, 37 миллионов тонн сахарной свеклы, сои — 2,5 миллиона, картофеля — 31 миллион, овощей — более 15 миллионов», — подчеркнул Министр сельского хозяйства.
Еще начиная свою службу на посту министра, 23 апреля 2015 г Александр Ткачев заявил, что через два-три года Россия сможет на 90 % заместить импортное производство продукции сельского хозяйства и даже выходить на зарубежные рынки со своей продукцией. «Те товары, которые мы получали ранее по импорту в больших объемах, и тратили на это русские огромные суммы, сотни миллионов долларов, — конечно, эти деньги должны пойти на развитие отечественного сельхозтоваропроизводителя, — подчеркнул он. — И, безусловно, от этого выиграют все: и бюджеты всех уровней, и само население».
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента России от 30 января 2010 года № 120, предусматривает самообеспечение ключевыми продуктами питания на 80-95 % к 2020 г .: зерном — на 95 %, сахаром — на 80 %, растительным маслом — на 80 %, мясом и мясопродуктами — на 85 %, молоком и молокопродуктами — на 90 %, рыбной продукцией — на 80 %, картофелем — на 95 % и пищевой солью — на 85 %. Импортозамещение в сфере сельского хозяйства стало особенно важным после того, как в 2014 г Россия, в ответ на санкции, введенные европейскими странами, США, Канадой, Австралией и Японией, запретила импорт европейских и американских продуктов питания.
Тем не менее, некоторые эксперты заявляют, что индикативные показатели не отражают реальное состояние сельского хозяйства в России. «Доктрина берет конечные продукты, но не смотрит на всю цепочку производства», — заявил Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в интервью Deutsche Welle. И добавил: «цепочки же у нас слабые — даже по тем продуктам, по которым мы внешне самообеспечены, мы уязвимы, потому что импортируем технологии, семена, средства производства. Доктрина на эти вопросы не отвечает». По словам Рылько, важно «создавать конкурентоспособный цепочка», а не устанавливать индикаторы.
Похожее мнение высказал Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества. По его словам, основным стимулом для российских фермеров есть гарантия сбыта производимой сельскохозяйственной продукции, а не само по себе участие в замещении импортной продукции. «Государству следовало бы установить закупочные цены выше рыночных 2 раза. После этого по рыночным ценам и даже ниже продавать эти товары переработчикам. Разница — это реальные расходы бюджета на подъем отрасли. Фермер, зная, что у него все купят, сам договорится о кредитах и о том, кто его профинансирует. Так за 3-4 года проблемы можно решить», — выразил уверенность Владислав Иноземцев.
С другой стороны, Владислав Григоров, сотрудник Научно-исследовательского финансового института Минфина России, в эфире радио Sputnik отметил, что сельское хозяйство — одна из тех областей, где импортозамещение проходит успешно. «Эффект от курса на импортозамещение есть. Можно выделить две сферы, где он самый большой. Это сфера госзакупок и агропромышленный комплекс. Это в основном сельхозкомпании, не связанные с длительным циклом производства, — как, например, производство говядины. Например, сразу после введения запрета на импорт, спрос на российские яблоки повысились на 40%», — сообщил он.
По словам Владислава Григорьева, российские товаропроизводители в своей деятельности сталкиваются с двумя основными проблемами. «Главные недостатки некоторых российских производителей — пробелы в маркетинговой политике. Если даже они и умеют хорошо делать, то не уделяют достаточного внимания вопросам маркетинга и продвижения продукции на рынок. Через это теряют значительную долю рынка. Также наши производители сталкиваются сейчас с кризисными явлениями. Это две проблемы, которые следует решать нашим производителям, чтобы быть успешными на рынке и использовать политику импортозамещения наиболее эффективным образом», — считает эксперт.