Пазлы – хорошая развивающая игра для детей. Необходимо при подборе картинок учесть возраст детей, интересы и объединить сюжет пазлов с тем, что актуально в развитии. В процессе составления картинок дети учатся действовать последовательно, аккуратно, тренируют усидчивость и умение доводить начатое до конца, а также развивают мелкую моторику пальцев рук.
Первые пазлы для детей должны быть большими из плотного материала, удобно выниматься и хорошо чиститься. К изображениям предъявляются высокие требования: они должны содержать целое или большую часть изображения, рисунок насыщенных, естественных цветов, содержимое пазлов воспроизводит близкие для малыша предметы и явления. Хорошо подойдут изображения животных, фруктов, предметов обихода, игрушек.
После того как ребенок поймет суть составления картинок, ему предлагают пазлы из двух, четырех и шести частей последовательно. К этим пазлам все те же требования: большие, жесткие, удобные в пользование. Сначала собираются простые изображения, затем подсоединяют сюжетные картинки. Сюжет должен быть доступен для понимания ребенка и отражать происходящее в его жизни.
Например, можно собирать пазлы с сюжетами знакомых сказок или воспроизводить события из жизни ребенка: игра, умывание, прогулка. А можно идти за увлечениями малыша: машинки, куклы. Хорошо, когда они учат сенсорным эталонам: больше – меньше, цвет, форма.
Количество деталей в пазлах должно расти постепенно, уходить по возрасту ребенка. Помимо обычного развлечения, после трех лет, подключите дидактическую (учебную) задачу в игре с картинками. Можно подобрать пазлы с обобщающими понятиями, сюжетами из жизни (попросите составить рассказ, это развивает связную речь ребенка). Следует избегать картинок с тонкой игрой цвета, имеющих размытые, неточные контуры или наоборот – яркие, перенасыщенные цвета. Это плохо повлияет на зрение, перенапряжет уязвимого ребенка.
При организации игр с пазлами существуют важные моменты, которые сделают ее безопасной, комфортной, увлекательной и развивающей.
– Не давайте маленьким детям пазлы, которые можно полностью засунуть в рот, нос или уши.
— Следите за содержанием пазлов: избегайте агрессивных, непонятных, устрашающих образов.
— Пазлы требуют длительного зрительного сосредоточения, поэтому место для их сбора должно быть хорошо освещено и удобно. Хорошо, когда ребенок сидит за детским столом, но и игра на полу не принесет вреда, если освещение нормальное, а малыш выбрал правильную позу.
– Поверхность для сбора должна быть ровной, иначе ребенок будет только нервничать, ведь моторика у малыша еще несовершенна.
— Подберите удобную коробочку для деталей, часто та, в которой продают пазлы, непригодна. Нужно чтобы части не выпадали, а найти их было легко.