Важным навыком для современного предпринимателя является информационная грамотность. Вам нужно уметь быстро собирать и правильно анализировать данные, чтобы извлечь из них пользу. Как это делать – самостоятельно или с помощью специалистов по бизнес-анализу – каждый решает для себя сам. В этой статье мы поговорим о важности бизнес-анализа для предпринимателей.
Любой вид предпринимательской деятельности нуждается в постоянном анализе информации. Она помогает преобразовать накопленные данные в конкретные выводы, на основе которых можно принимать эффективные решения.
BI помогает владельцам бизнеса или менеджерам генерировать и внедрять действенные идеи, которые приносят больше денег за счет снижения операционных расходов.
BI включает в себя не только анализ данных, но и управление производительностью, прогнозное моделирование и многое другое. В зависимости от уровня развития бизнеса и его масштаба используются различные технологии бизнес-аналитики.
Как владельцы бизнеса обрабатывают информацию
Начинающий предприниматель обычно самостоятельно занимается сбором, накоплением и аналитикой данных просто из-за небольшого масштаба бизнеса.
Со временем уделять внимание текущим задачам становится все сложнее:
- Необходимо анализировать каждое торговое предложение;
- отслеживание счетов для оплаты;
- подумайте о предоставлении скидки и т.д.
Предприниматели, которые не боятся делегировать, делегируют эту работу сотрудникам, а сами сосредотачиваются на глобальных, перспективных задачах.
Владельцы бизнеса второго типа пытаются держать все под контролем, потому что боятся быть обманутыми.
Они тратят все свои силы на операции, поэтому на развитие бизнеса часто не остается времени.
Оба озабочены улучшением состояния бизнеса. Но поскольку они находятся внутри бизнеса, им трудно объективно оценить ситуацию.
Кроме того, не все решаются обратиться за советом, потому что не хотят раскрывать детали деятельности компании. Информация о клиентах, ценах, объемах отгрузки и другие данные скрыты, поскольку являются коммерческой тайной.
Инструменты бизнес-аналитики
На каждом этапе развития бизнеса используются наиболее удобные инструменты бизнес-аналитики. Они упрощают жизнь предпринимателя, экономят время и помогают найти способы оптимизации деятельности компании.
Когда предприниматели начинают свой бизнес, они используют простые инструменты учета данных (Excel, 1С), которые работают по принципу “сделай сам”. Но по мере роста бизнеса возникает потребность в более серьезном анализе, для которого требуются другие инструменты изучения и визуализации данных, а также помощь специалистов – бизнес-аналитиков.
Что такое бизнес-анализ и зачем им заниматься
Бизнес-анализ — это изучение и оценка процессов компании. Проводится для поиска точек роста бизнеса. Аналитик анализирует текущую ситуацию, оценивает цели, к которым стремится директор или владелец, и помогает найти возможности для их реализации.
Компании, в штате которых есть эксперты-аналитики, проводят анализ самостоятельно и привлекают разработчиков только для конкретного проекта.
Если у компании нет внутренних экспертов, она приглашает внешних экспертов для проведения анализа и выполнения задачи.
Руководство логистической компании хочет увеличить прибыль и расширить свой бизнес. Они нанимают бизнес-аналитиков для оценки эффективности существующих процессов и выявления необходимых изменений.
Аналитики изучают процесс доставки и рекомендуют автоматизировать его: разработать приложение для водителей и создать чат-бота для обработки заказов.
Компания внедряет изменения и постепенно достигает цели увеличения прибыли.
Основная цель бизнес-анализа — понять, какие процессы требуют изменений, и предложить механизмы исправления ситуации. Для того чтобы правильно оценить текущую ситуацию и точки роста, необходимо провести комплексный бизнес-анализ.
Металлургическая компания начинает цифровизацию производства, но не проводит полноценный бизнес-анализ: руководство предпочитает ориентироваться на ведомственные показатели и не рассматривает общую статистику эффективности. В результате новые изменения и технологии не в состоянии интегрироваться в текущие процессы и создать единую систему.
Бизнес-анализ перед цифровизацией позволяет избежать этих ошибок и позволяет увидеть полную картину необходимых изменений.
Преимущества, которые бизнес-анализ приносит компании:
- Помогает определить способы повышения операционной эффективности;
- Позволяет установить точную стоимость проекта;
- Помогает найти способы снижения затрат;
- Помогает сократить время и ускорить разработку.
Результаты бизнес-анализа для компании
Бизнес-аналитики укажут на точки роста и помогут выяснить, какие особенности будущего продукта являются наиболее важными. Это поможет отсеять нежизнеспособные идеи и сэкономить деньги и время на разработку.
В результате бизнес-анализа компания получает:
- Полная спецификация проекта, включая описание всех функций и пользовательских возможностей, предусмотренных в продукте;
- Визуальный прототип продукта, который демонстрирует устройство и особенности пользовательского интерфейса.
- Спецификация — это готовое руководство для разработчиков, в то время как визуальный прототип — наглядное пособие для дизайнеров. Имея на руках эти документы, компания сможет начать разработку с любым подрядчиком.
Услуги бизнес-анализа
Основная задача бизнес-аналитики — оптимизировать процесс управления бизнесом, развивать деловую активность, находить новые возможности и опции для выхода компании на более высокий уровень. Технология предлагает значительное разнообразие конкурирующих решений. Одна из них — сервисы бизнес-аналитики.
- Они выполняют следующие функции:
- Ведите учет расходов и доходов;
- вести управленческий учет;
- обеспечить автоматизацию маркетинга и продаж;
- создание отчетов (в том числе отчетов для углубленного анализа);
- Они осуществляют планирование и т.д.
Сколько времени занимает бизнес-анализ
Продолжительность бизнес-анализа зависит от масштаба проекта:
- Простой сервис, такой как мобильное приложение для доставки еды, имеющее только пользовательский интерфейс и административную панель, потребовал бы около 40 часов времени бизнес-аналитика.
- Торговая площадка или телемедицинский сервис с двумя типами пользователей — заказчиком и поставщиком услуг — требует 100-120 часов анализа.
- CRM или ERP-система предназначена для большого количества пользователей с различными ролями и возможностями, и все они должны быть изучены и описаны. Анализ займет не менее 120 часов.
- BI-системам или крупномасштабным пользовательским проектам, таким как центр обработки данных для отдела закупок крупной корпорации, потребуется 160 часов или более для анализа.
Заключая контракт с аналитиками, обсудите точные сроки и основные этапы проекта. Убедитесь, что у вас одинаковое понимание целей и результатов.