Почему в 1961 году французский истребитель обстрелял самолет Брежнева

В начале февраля 1961 года чуть севернее Алжира самолет, на борту которого находился Леонид Брежнев, был атакован французскими истребителями. Никто не пострадал, но инцидент рисковал вылиться в международный скандал. Советский Союз обвинил Францию в бандитизме, а та в свою очередь «выразила свое сожаление» по поводу случившегося.

Дружба с Ганой и Гвинеей

Как известно, Советский Союз поддерживал дружеские связи со многими африканскими странами и их главами. Как писал Андрей Громыко в своей книге «Памятное. Испытание временем», СССР находился в хороших отношениях с независимой Ганой и ее лидером Кваме Нкрумой. По мнению Громыко, Нкрума в свое время продемонстрировал выдающиеся способности по сплочению народа в борьбе за ликвидацию остатков колониального режима. Освободительная борьба, направленная против британского протектората, под руководством Нкрумы увенчалась провозглашением независимости Ганы.

Советский Союз приветствовал независимость и другого государства Африки – Гвинеи. Огромный вклад в борьбу за независимость Гвинеи, которая являлась французской колонией, внес Секу Туре. Именно он стал и первым президентом страны. Секу Туре, взявший курс на социалистические преобразования, не раз прилетал с официальными визитами в Москву. А в 1961 году гвинейского лидера, а также руководителя Ганы Кваме Нкруму решил навестить и Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев. [С-BLOCK]

Эскорт открывает огонь

9 февраля 1961 года самолет «ИЛ-18», на борту которого находился Леонид Брежнев, вылетел из Москвы и взял курс на Гвинейскую республику. Как утверждает Андрей Буровский, автор издания «Да здравствует «Застой»!», в 130 километрах к северу от Алжира на высоте в более чем 8 тысяч метров рядом с советским воздушным судном неожиданно появились два истребителя с французскими опознавательными знаками. Брежнев решил, что истребители выполняют роль почетного эскорта. Однако один из французских самолетов внезапно открыл огонь.

Как вспоминал маршал Куликов, встречавший Брежнева в Гане, командир корабля Борис Бугаев поинтересовался у Председателя Президиума о том, какие действия ему необходимо предпринять. Но Леонид Ильич повел себя на удивление спокойно и ответил Бугаеву, что тот должен решить это самостоятельно. «А я буду спать» — заключил Брежнев. По крайней мере именно такую версию событий приводит в своей книге «Легенды первых лиц СССР» Алексей Богомолов. Впоследствии генсек объяснил свое спокойствие тем, что от него в данной ситуации ничего не зависело. [С-BLOCK]

Причины обстрела

И действительно жизнь пассажиров оказалась целиком и полностью в руках опытных летчиков. Если верить Андрею Гальчуку, автору книги «Удивительная Россия. 500 фактов о нашей стране, которые вас поразят», Борису Бугаеву удалось вывести «ИЛ-18» из зоны обстрела, благодаря чему никто из членов советской делегации не пострадал. К слову, через 9 лет после данного инцидента Борис Павлович стал министром гражданской авиации СССР. В своих мемуарах Леонид Брежнев не поскупился на похвалу в адрес Бугаева и возглавляемого им экипажа. А саму историю с французскими истребителями Брежнев назвал провокацией, от которой, как выяснилось, никто не защищен даже в мирное время.

Между тем французская сторона с Брежневым оказалась не согласна. Как пишет Рой Медведев в своей книге «Политические портреты», Советский Союз направил Франции ноту протеста, в которой обвинил власти страны в бандитизме. Однако французы, выразив сожаление, ответили, что ни о каком бандитизме не может быть и речи. По их версии, советский самолет попросту отклонился от курса, поэтому истребители для «определения идентичности» судна произвели два выстрела, «не представлявших угрозу безопасности». Вот только сам Брежнев предполагал, что колонизаторам попросту были не по душе визиты советской делегации в независимые африканские страны.

Сообщение Почему в 1961 году французский истребитель обстрелял самолет Брежнева появились сначала на Красная Армия.