Поклонники Высоцкого раскритиковали обновлённый памятник на Ваганьковском кладбище

Памятник на могиле артиста Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище подвергся изменениям. Статуе артиста приделали другую голову, сделав ее «моложе», после чего монумент оказался ниже прежней версии. 

«В момент установки новой головы от него отрезали 30 см»

В последние дни столичные бабушки, регулярно посещающие Ваганьковское кладбище, столбенеют при входе, начинают креститься и приговаривать что-то вроде: «Господи, Володя причесался!»
Поводом для такой реакции является памятник, установленный на могиле Владимира Высоцкого. Те, кто никогда не был на могиле артиста, вряд ли поймут, в чем дело, но для поклонников барда преображение стало настоящим шоком. У скульптуры изменилось выражение глаз, и ранее приглаженная челка поднялась вверх.
«Сын Высоцкого отрезал папе голову, — написал в своем блоге актер Станислав Садальский. — С живым это сделать не успели, но сейчас — как раз к сорокалетию со дня смерти — отрезали голову памятнику на могиле. В момент установки новой головы от него отрезали 30 см».

Никита Высоцкий, сын поэта, отреагировал на слова Садальского и других критиков.
«Я отвечаю за эту могилу уже 40 лет. Там все, что сделано, — не просто с моего ведома, а я в этом участвовал. Для меня это было непростое решение. Но мы это реализовали вместе с отцовскими друзьями. Конечно, в первую очередь — с Александром Рукавишниковым. Считаю, это правильно и хорошо», — заявил он в интервью Daily storm. Что касается критиков, то Высоцкий-младший охарактеризовал их так: «Они приходят на кладбище себя показать, как хорошо разбираются в скульптуре или еще в чем-то. Рукавишников — наверное, лучший скульптор на сегодняшний день в России. Говорить, что он сделал что-то плохо, могут даже не дилетанты, а долбаки. Люди, которые не разбираются».
У могилы Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище. 1987 год

Как надгробие поссорило близких

Чтобы понять, что вообще происходит с памятником Высоцкому, нужно вернуться в начало 1980-х, когда вообще решался вопрос об установке монумента на могиле.
Вдова Высоцкого Марина Влади хотела установить на могиле какой-нибудь необычный камень, который должен был отражать внутреннюю суть артиста. Друг Высоцкого Вадим Тумановвспоминал: «Попросила меня найти такой. Я нашел: это была разновидность трактолита… Камень возрастом 150 миллионов лет, вытолкнутый из глубин земли. Поражала его невероятная целостность: при ударе молотком он звенел, как колокол».
Затем возникла новая идея: в земной камень вправить настоящий метеорит. Этот проект был уже готов, но его в штыки приняли родители Высоцкого.
Вот воспоминания еще одного друга Высоцкого Валерия Янкловича: «Когда все приехали смотреть проект Марины с метеоритом, отец посмотрел и сказал:
— А где она — скульптура?
Ему показывают макет, а он продолжает свое:
— Я не понимаю, что это? И кто это сделал? Кто он такой?
Марина разволновалась, стала объяснять, какой это хороший художник… Ее стали успокаивать… Говорили, что все будет в порядке…»

Фрагмент памятника Владимиру Высоцкому, установленного на его могиле на Ваганьковском кладбище. 1998 год

«У тебя там вид гнома с озлобленным лицом и гитарой вместо горба»

История с памятником навсегда внесла раскол в ряды близких Высоцкого. Родители барда, к которым присоединились и сыновья, что называется, продавили решение о скульптуре работы Рукавишникова.
Из воспоминаний Влади: «Когда Володя умер, я, конечно, ничего не знала о ваших привычках и занималась совсем другими делами… И не пошла платить деньги и взять бумажку… А надо иметь такую бумагу, чтобы потом владеть могилой. Я не хотела владеть, это не моя манера жить… А родители Владимира сделали это сразу после его смерти».
Сам Рукавишников утверждал, что ему не дали воплотить замысел целиком: «Им решительно не нравилось в этой работе, что Владимир Высоцкий изображен со связанными руками и что гитара у него над головой выглядит в определенном ракурсе как нимб. Два года требовали убрать нимб, развязать руки и срезать одну из трех лошадиных морд. Тут уж я пошел навстречу: срезал. Друзья уговаривали: развяжи, убери, все-таки будет памятник! А я помнил Володину песню „Памятник“ и стоял на своем. В итоге он такой, каким видится мне. На том и стою».
Памятник открыли в октябре 1985 года, и на этом мероприятии отсутствовала вдова актера. В своей книге «Владимир, или Прерванный полет» Влади написала так: «Отныне на твоей могиле возвышается наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма — то есть то, от чего тебя тошнило при жизни. И, поскольку она меньше двух метров в высоту, у тебя там вид гнома с озлобленным лицом и гитарой вместо горба, окруженного со всех сторон мордами лошадей».

Памятник Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище в Москве. 2020 год

«На кладбище были идиотские законы»

Несмотря на критику, со временем к памятнику привыкли. Но скульптор Рукавишников, как выясняется, все эти годы горел желанием довести до конца первоначальный замысел.
В интервью РЕН ТВ он заявил: «Несмотря на неимоверную популярность Владимира, ему ничего не разрешали. И на кладбище тоже были идиотские законы. Нельзя было такую высоту, какая была задумана. Не разрешали мне делать такое лицо, которое я задумал, такое эмоционально наполненное. И то, что он связан, не нравилось. Лицо я тогда сделал более благостное, спокойное, что ли. То, что он был связан, я менять уже не стал».
Можно ли довести ситуацию до еще более абсурдной? Оказывается, можно. Садальский заявил, что в итоге заменили скульптуру целиком и теперь старый вариант родственники смогут продать за большие деньги.
Рукавишников, слова которого приводит «КП», опровергает эту версию: «Садальский ошибается, мягко говоря. Ну зачем мне менять целиком памятник и кого-то шокировать? Я снизу отрезал сантиметров 70, а сверху добавил где-то 40. Люди привыкли к маленькой высоте, я сделал чуть повыше».

Фотографии и цветы у памятника на могиле Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище в Москве. 2020 г.

«Неужели такой я вам нужен после смерти?!»: как миф вытеснил реального Высоцкого

Владимир Семенович Высоцкий при жизни написал стихотворение «Памятник», оказавшееся пророческим.
И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи,
И не знаю, кто их надоумил,
Только — с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои.
История с надгробным памятником Высоцкому словно сошла со страниц «Мастера и Маргариты». Родственники и окружение поэта в погоне за собственными амбициями взялись лепить из поэта нечто подходящее под их собственный вкус.
И не только в памятнике дело. На протяжении десятилетий из Высоцкого усердно лепят «жертву режима», забывая о колоссальной популярности, звездных ролях, элитной квартире в центре Москвы, возможности по полгода проводить за рубежом, встречаясь там в том числе с людьми, причисляемыми к антисоветским элементам. Звезда популярнейшего театра, разъезжавшая по столице на «Мерседесе», еще при жизни стала героем мифа: народ-то считал его «сидельцем», несчастным узником тюрем, даже не представляя, в каких реальных условиях жил их кумир.
Окружение артиста, создавая благостный миф о Высоцком, сделало все, чтобы оставить в секрете его наркозависимость. Когда Марина Влади впервые рассказала об этом, отечественные поклонники Владимира Семеновича едва не линчевали ее. Зато спустя годы в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» вообще не осталось ничего, кроме наркомании и резиновой маски на артисте Безрукове. А где же рождение и рост таланта, где трагедия гения? Нет ее. Реальный Высоцкий сегодня скрыт за нагромождением многочисленных мифов, носители которых воюют друг с другом, словно герои «Игры престолов». И внутри эти междоусобиц преображение надгробного монумента кажется нормой, хотя для непосвященного это сущее безумие.
И где-то вдалеке, почти неслышный за давностью времени, звучит отчаянный вопль самого Высоцкого:
Саван сдёрнули! Как я обужен —
Нате смерьте!
Неужели такой я вам нужен
После смерти?!
Мертвые сраму не имут.
Читать далее →

  inosminews.ru

Добавить комментарий