Россия демонтирует одну из своих ядерных ледокольных легенд

Чиновники на судоверфи «Нерпа» под Мурманском заявили, что планируют разгрузить реактор вышедшего в отставку атомного ледокола «Арктика» к ноябрю, отмечая второй крупный вывод из эксплуатации такого судна, который когда-либо предпринимала Россия.

Первым был «Сибирь», который, по словам чиновников, дал полезный план по борьбе с «Арктикой». Оба судна были построены в рамках проекта 10520, который до недавнего времени был самым мощным атомным ледоколом серии в мире.

Но теперь оба старых судна будут заменены двумя еще более крупными ледоколами, которые будут носить их названия, корпуса которых плавали на Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Ожидается, что новая «Арктика» будет введена в эксплуатацию в этом году, а Новая «Сибирь» — в 2021 году. Оба судна, как надеется Кремль, будут способствовать сохранению Северного морского пути Арктики открытым для судоходства круглый год.

Москва намерена осуществлять контроль над судоходством Восток-Запад с помощью новых ледоколов типа «Артика» и «Сибирь», предоставляя как лоцманские, так и конвойные услуги по ледовому переходу и взимая пошлины с международных грузовых операторов.

Президент Владимир Путин также потребовал увеличения грузопотока в Арктике, а в прошлом году поручил правительству увеличить объемы грузов, проходящих по Северному морскому пути, до 80 млн тонн в год – это в четыре раза больше, чем сейчас.

Эти планы вызвали международные споры. Выступая на заседании Арктического совета в Финляндии в начале этого месяца, госсекретарь США Майк Помпео заявил, что усилия России по контролю над Арктическим судоходством являются “незаконными».

Но планы Москвы по коммерческой колонизации Арктики не вызывают сомнений. Ожидается, что в ближайшие годы на Ямале откроются новые месторождения природного газа, а Росатом, Российская государственная ядерная корпорация, получит мандат на развитие арктической инфраструктуры, а вместе с ней и на развитие атомной энергетики.

В рамках этого плана Россия выводит на пенсию некоторые из своих старых ледокольных легенд. По словам официальных лиц Nerpa, реакторный отсек из старой «Арктики» в конечном итоге присоединится к реакторному отсеку из «Сибири», находящемуся на хранении в заливе Сайда.

«Арктика» была ведущим судном в классе проекта 10520, в который входили не только «Сибирь», но и «Россия», «Советский Союз» и «Ямал», все, кроме одного, сейчас на пенсии. Два его реактора были спроектированы так, чтобы пропускать его 22 920 тонн через лед толщиной до пяти метров.

В августе 1977 года «Арктика» стала первым надводным судном, достигшим Северного полюса по морю. «Советский Союз» следовал по этим следам на север и в 1990 году совершил первый прогулочный круиз к Северному полюсу, совершив еще один первый полет в этом классе. «Арктика» тогда, в 2000 году, стала первым невоенным кораблем, проведшим целый год в море без сдачи в порт.

В 1982 году, после смерти своего лидера, Центральный Комитет Коммунистической партии приказал изменить название судна с «Арктики» на «Леонида Брежнева», знаменитого бубнящего и рассеянного советского премьера, который держался у власти 18 лет.

Но экипаж «Арктики» решил, что с него хватит Брежнева, и отказался менять название. В 1986 году моряки устроили недельную забастовку в море, чтобы выразить свое неудовольствие, и отказались отвечать на радиовызовы, если на судно ссылались по имени кустистого вождя. Позже в том же году судно было переименовано в оригинальное название.

После выхода на пенсию в 2008 году срок эксплуатации «Арктики» был использован российской атомной промышленностью для подкрепления спорных аргументов в пользу продления срока эксплуатации реакторов. Первоначально рассчитанные на 100 000 часов работы, реакторы судна получили два продления, продлив их срок службы до 175 000 часов. С тех пор Атомфлот эксплуатирует большую часть своих ледоколов продолжительное время, а в прошлом месяце атомный ледокол «Вайгач» превзошел рекорд «Арктики», зафиксировав 177 205 часов на своих реакторах.

  inosminews.ru

Добавить комментарий